Определение типа нервной системы статья по теме


ТИ́ПЫ НЕ́РВНОЙ СИСТЕ́МЫ

ТИ́ПЫ НЕ́РВНОЙ СИСТЕ́МЫ (ти­пы выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти), ком­плекс осн. вро­ж­дён­ных и при­об­ре­тён­ных ин­ди­ви­ду­аль­ных свойств нерв­ной сис­те­мы жи­вот­ных и че­ло­ве­ка, оп­ре­де­ляю­щих раз­ли­чия в по­ве­де­нии и от­но­ше­нии к од­ним и тем же воз­дей­ст­ви­ям внеш­ней сре­ды. По­ня­тие о Т. н. с. вве­де­но И. П. Пав­ло­вым (1927). Он вы­де­лил три осн. свой­ст­ва нерв­ных про­цес­сов (воз­бу­ж­де­ния и тор­мо­же­ния): си­лу, урав­но­ве­шен­ность про­цес­сов воз­бу­ж­де­ния и тор­мо­же­ния и их под­виж­ность (ско­рость пе­ре­хо­да от од­но­го со­стоя­ния к дру­го­му). Вы­де­ле­ны 4 глав­ных ти­па. Силь­ный не­урав­но­ве­шен­ный тип ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бы­ст­рой вы­ра­бот­кой по­ло­жи­тель­ных (воз­бу­ди­тель­ных) ус­лов­ных реф­лек­сов (УР), в то вре­мя как тор­моз­ные УР фор­ми­ру­ют­ся с боль­шим тру­дом; у жи­вот­ных это­го ти­па ве­ге­та­тив­ные функ­ции по­сле их на­ру­ше­ния вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся дли­тель­но и не­ров­но. Для силь­но­го урав­но­ве­шен­но­го инерт­но­го ти­па ха­рак­тер­но мед­лен­ное об­ра­зо­ва­ние по­ло­жи­тель­ных и тор­моз­ных УР, по­сле за­кре­п­ле­ния в оп­ре­де­лён­ный сте­рео­тип УР со­хра­ня­ют зна­чит. ус­той­чи­вость; ре­ак­ции при­спо­соб­ляе­мо­сти и вос­ста­нов­ле­ния ве­ге­та­тив­ных про­цес­сов про­те­ка­ют мед­лен­но. У силь­но­го урав­но­ве­шен­но­го под­виж­но­го ти­па по­ло­жи­тель­ные и тор­моз­ные УР бы­ст­ро об­ра­зу­ют­ся и лег­ко транс­фор­ми­ру­ют­ся при сме­не раз­дра­жи­те­ля; жи­вот­ным это­го ти­па свой­ст­вен­на лёг­кая при­спо­соб­ляе­мость ве­ге­та­тив­ных функ­ций к из­ме­не­ни­ям в ок­ру­жаю­щей сре­де, бы­строе и пол­ное вос­ста­нов­ле­ние их по­сле уст­ра­не­ния фак­то­ров, вы­звав­ших на­ру­ше­ние. Сла­бый тип от­ли­ча­ет­ся сла­бы­ми воз­бу­ди­тель­ны­ми и тор­моз­ны­ми про­цес­са­ми, УР вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся с боль­шим тру­дом, а об­ра­зо­вав­шие­ся – лег­ко тор­мо­зят­ся; ве­ге­та­тив­ные про­цес­сы про­те­ка­ют вя­ло, лег­ко на­ру­ша­ют­ся, труд­но и не­пол­но вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся. У лю­дей, как пра­ви­ло, име­ют­ся раз­но­об­раз­ные со­че­та­ния свойств раз­лич­ных Т. н. с. Нев­ро­зы и пси­хо­со­ма­тич. за­бо­ле­ва­ния ча­ще воз­ни­ка­ют у пред­ста­ви­те­лей с пре­об­ла­да­ни­ем силь­но­го не­урав­но­ве­шен­но­го или сла­бо­го ти­па нерв­ной сис­те­мы.

У че­ло­ве­ка, кро­ме об­щих Т. н. с., И. П. Пав­лов вы­де­лил спец. ти­пы, ха­рак­те­ри­зую­щие взаи­мо­дей­ст­вие пер­вой и вто­рой сиг­наль­ных сис­тем и со­от­но­ше­ние ме­ж­ду ни­ми: тип мыс­ли­тель­ный, с пре­об­ла­да­ни­ем вто­рой сиг­наль­ной сис­те­мы над пер­вой (на­блю­да­ет­ся осо­бен­ное раз­ви­тие спо­соб­но­сти к от­вле­чён­но­му, аб­ст­ракт­но­му мыш­ле­нию); тип ху­до­же­ст­вен­ный, с пре­об­ла­да­ни­ем пер­вой сиг­наль­ной сис­те­мы (яр­ко вы­ра­же­на склон­ность к об­раз­но-эмо­цио­наль­но­му мыш­ле­нию; сре­ди лю­дей это­го ти­па мно­го ху­дож­ни­ков, пи­са­те­лей, му­зы­кан­тов, ар­ти­стов); тип сред­ний, ко­гда обе сиг­наль­ные сис­те­мы пред­став­ле­ны в рав­ном со­от­но­ше­нии. Боль­шин­ст­во лю­дей от­но­сит­ся к сред­не­му ти­пу. Для них ха­рак­тер­но гар­мо­нич­ное со­че­та­ние об­раз­но-эмо­цио­наль­но­го и сло­вес­но-ло­гич. мыш­ле­ния. С вве­де­ни­ем но­вых ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния уточ­ня­ет­ся струк­ту­ра Т. н. с.; опи­са­ны но­вые свой­ст­ва нерв­ной сис­те­мы, напр. ла­биль­ность и ди­на­мич­ность, ха­рак­те­ри­зую­щие ско­рость про­те­ка­ния нерв­ных про­цес­сов. Ус­та­нов­ле­ны су­ще­ст­вен­ные раз­ли­чия осн. свойств нерв­ной сис­те­мы в раз­ных сен­сор­ных ор­га­нах (фе­но­мен пар­ци­аль­но­сти).

Типы высшей нервной деятельности

Понятие о типе высшей нервной деятельности. Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности.

Свойства нервных процессов. И.П.Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлексов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя:

1) силу процессов возбуждения и торможения; 2) уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением, и наоборот.

Классификация типов высшей нервной деятельности. На основании проявления этих трех свойств И. П. Павлов выделил:

1) тип сильный, но неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением («безудержный» тип); 2) тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип); 3) тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный, инертный тип); 4) тип слабый с быстрой истощаемостью нервных клеток, приводящей к потере работоспособности.

И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV веке до н. э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип — холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип — сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов — флегматическому темпераменту. Однако следует иметь в виду, что полушария головного мозга человека как существа социального обладают более совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свойственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.

2. Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы, «мыслители», с выраженной способностью к абстрактному мышлению.

3. Большинство людей относится к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Пластичность типов высшей нервной деятельности. Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.

Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.

Возрастные особенности условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности ребенка. Приспособительные реакции родившегося ребенка на внешние воздействия обеспечиваются ориентировочными рефлексами. Условные рефлексы в период новорожденности носят очень ограниченный характер и вырабатываются только на жизненно важные стимулы. Уже в первые дни жизни ребенка можно отметить образование натурального условного рефлекса на время кормления, выражающееся в пробуждении детей и повышенной двигательной активности. Сосательные движения губ появляются до того, как сосок вложен в рот. Понятно, что такой рефлекс проявляется только при строгом режиме кормления детей. При строгом режиме кормления на б—7-й день у младенцев происходит условнорефлекторное повышение количества лейкоцитов уже за 30 мин до кормления, у них повышается газообмен перед приемом пищи. На положение ребенка для кормления к концу второй недели появляется условный рефлекс в виде сосательных движений. Здесь сигналом является комплекс раздражителей, действующих с рецепторов кожи, двигательного и вестибулярного аппаратов, постоянно сочетавшихся с пищевым подкреплением.

С середины первого месяца жизни возникают условные рефлексы на различные первосигнальные стимулы: свет, звук, обонятельные раздражения.

Скорость образования условных рефлексов на первом месяце жизни очень мала и быстро увеличивается с возрастом. Так, защитный рефлекс на свет возникает только после 200 сочетаний, если его выработка начата на 15-е сутки после рождения, и требуется меньше 40 сочетаний, если выработка того же рефлекса начата у полуторамесячного ребенка. С первых дней жизни ребенка появляется безусловное (внешнее) торможение. Ребенок перестает сосать, если внезапно раздается резкий звук. Условное (внутреннее) торможение вырабатывается позже. Его появление и упрочение определяются созреванием нервных элементов коры больших полушарий. Первые проявления дифференцировок двигательных условных рефлексов отмечены к 20-му дню жизни, когда ребенок начинает дифференцировать положение для кормления от процедуры перепеленания. Четкое дифференцирование зрительных и слуховых условных раздражителей наблюдается в 3—4 месяца. Другие виды внутреннего торможения формируются позже дифференцировок. Так, выработка запаздывающего торможения становится возможной с 5-месячного возраста ребенка (М. М. Кольцова).

Выработка у ребенка внутреннего торможения является важным фактором воспитания. На первом году жизни целесообразно воспитывать торможение, привлекая мимику и жесты, характеризующие отрицательное отношение взрослых, или раздражители, отвлекающие внимание ребенка, т. е. являющиеся внешним тормозом. Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важным является строгий режим — определенная последовательность чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок. Это определяется значимостью в этом возрасте стереотипа интероцептивных условных рефлексов. К концу первого года важное значение приобретают комплексы внешних экстероцептивных раздражителей, характеризующих ситуацию в целом. Одним из важных компонентов комплекса раздражителей становится слово.

Первые признаки развития второй сигнальной системы проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В процессе развития ребенка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше, чем моторные, с которыми связано умение говорить. Период становления функции особенно чувствителен к формирующим воздействиям, поэтому говорить с ребенком нужно с первых дней его жизни. Ухаживая за ребенком, надо называть все свои действия, называть окружающие предметы. Это очень важно, так как для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетать словесное обозначение предметов, явлений, окружающих людей с их конкретным образом — сочетать раздражения первосигнальные с раздражителями второсигнальными.

К концу первого года жизни слово становится значимым раздражителем. Однако в этот период реакция детей на слово не имеет самостоятельного значения, она определяется комплексом раздражений, и только позднее слово приобретает значение самостоятельного сигнала (М. М. Кольцова). На протяжении первого года жизни происходит активная тренировка ребенка в произношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов. Становление речевой функции требует определенной зрелости периферического аппарата — языка, мышц гортани, губ, их согласованной деятельности.

Механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой нервных центров коры, становлением определенных связей речевых центров с моторными зонами. Показана тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в особенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук. Развивая тонкокоординированные действия, можно ускорить формирование речевых навыков.

Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте поведение ребенка характеризуется выраженной исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует поднять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы в силу любознательности, отсутствия опыта, растет частота острых инфекций в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его средой.

Существенно меняется условнорефлекторная деятельность детей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного недифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают вычленяться отдельные предметы как обособленные комплексы раздражений. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами. Поэтому не следует ограничивать движения детей: пусть сами одеваются, умываются, едят.

Благодаря действиям с предметами у детей начинает формироваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор. На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших в сравнении с другими). Особое значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы экстероцептивных раздражений. В раннем детском возрасте динамические стереотипы имеют особенно важное значение. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде, они являются основой формирования привычек и навыков. Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей, выработанных у детей до 3 лет, и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети капризничают, плачут, если долго с ними задержаться в гостях; долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа различных стереотипов не только не представляет трудностей, но каждый последующий стереотип вырабатывается все легче. Однако изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы условных связей, выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека, поэтому формирование стереотипов, целесообразных для здоровья и имеющих воспитательное значение, особенно важно в этом возрасте.

На втором году начинается усиленное развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя языка, при этом большая роль принадлежит подражательному рефлексу. Взрослый, общаясь с ребенком, должен особое внимание уделять правильности своей речи.

На этом этапе развития овладение действиями с предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигнальной системы. В процессе развития ребенка в выработке новых реакций все большее значение приобретает использование ранее образованных связей. Системы условных связей, выработанные в раннем и дошкольном возрасте (до 5 лет), особенно прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни. Этот факт имеет важное значение для педагогической практики. Воспитанные в этом возрасте привычки, навыки, возникшие на основе прочных условнорефлекторных связей, во многом определяют поведение человека.

В дошкольном возрасте очень велика роль подражательного и игрового рефлекса. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, манеры.

К концу дошкольного периода происходят существенные перестройки во взаимодействии возбудительных и тормозных процессов. По мере развития коры больших полушарий снимается постепенно генерализация возбудительного процесса. Формируется и приобретает все большее значение внутреннее, условное торможение. Лучше вырабатываются дифференцировки, длительнее становятся периоды удержания торможения. Все это способствует более избирательному и адекватному реагированию ребенка на внешние воздействия. В этом возрасте усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только конкретные предметы, но и многие предметы внешнего мира, категории предметов. Так, ребенок начинает понимать, что кукла, мишка, машинка — все это игрушки, а игрушки, мебель, посуда, одежда— вещи. В старшем дошкольном возрасте отражение действительности уже опирается на развитие сложных систем связей, включающих взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

К 6—7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы. Изменяется характер взаимодействия первой и второй сигнальных систем. У 3—4-летних детей первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую. В 6—7 лет усиливающаяся активность второй сигнальной системы оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной системы является одним из важных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

В младшем школьном возрасте по мере прогрессивного созревания коры больших полушарий совершенствуются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Развитие процессов коркового торможения создает условия для быстрого и дифференцированного формирования условных связей. Формированию связей в высших отделах ЦНС способствует интенсивное созревание в этом возрасте внутрикорковых ассоциативных путей, объединяющих различные нервные центры. В процессе обучения письму и чтению продолжает интенсивно развиваться обобщающая функция слова. Возрастает значение второй сигнальной системы.

Некоторые изменения условнорефлекторной деятельности отмечаются в подростковом возрасте. Начинающееся половое созревание характеризуется повышенной активностью гипоталамуса. Это вызывает изменение баланса корково-подкоркового взаимодействия, следствием чего является усиление генерализованного возбуждения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущей возрастной группой в подростковом периоде затрудняется образование временных связей. Уменьшается скорость образования условных рефлексов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. Особенности высшей нервной деятельности подростков требуют внимательного к ним отношения, продуманной организации учебно-воспитательного процесса.

Типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка. Формирование индивидуально-типологических особенностей в процессе онтогенеза определяется постепенностью созревания высших нервных центров. Как будет показано ниже, в процессе развития ребенка происходит изменение взаимоотношений коры больших полушарий и подкорковых структур. Это обусловливает особенности возбудительного и тормозного процессов в детском возрасте, а следовательно, и специфику проявления типологических особенностей. Н. И. Красногорский, изучая высшую нервную деятельность ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.

3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая с отдельными выкрикиваниями.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность педагогических воздействий во многом определяется индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типологические особенности. Вместе с тем мы уже указывали на то, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности человека является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, коррегирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте. И. П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.

У взрослых

Рассматриваемая вариация нервной деятельности характеризуется неспособностью переносить сверхинтенсивные раздражители: она может либо сразу отключиться (торможение доминирует над процессом возбуждения), либо её «сносит» без тормозов, что сопровождается неожиданными последствиями (торможение справиться с возбуждением не успевает).

Признаки слабой нервной системы у взрослых представлены нижеприведёнными проявлениями.

Людям с описываемой вариацией нервной деятельности характерно быстрое утомление. Они нуждаются в дополнительных паузах для отдыха. На фоне помех и при наличии отвлекающих факторов у них отмечается резкий спад продуктивности деятельности.

Также они характеризуются неспособностью распределить между несколькими одновременными действиями внимание. Им сложно справляться с воздействием стрессоров. В условиях напряжённого функционирования эффективность деятельности у них идёт на спад, появляется беспокойство, неуверенность.

Слабой нервной системе характерна значительная устойчивость к монотонной работе, поэтому представители описываемой разновидности функционирования нервной структуры склонны добиваться лучших результатов в привычной повседневной деятельности. Эффективно трудятся по инструкции. Обладают способностью к систематизации и планированию труда, скрупулёзному контролю над проделанной деятельностью.

Рассматриваемый вариант нервной структуры характеризуется наличием потенциала выказывать реакции на незначительные по силе сигналы, распознавать сходные раздражители. Как правило, именно чувствительностью обусловлена способность подмечать нюансы оттенков, тонкости звуков, нотки запахов, а также особенности высказываний и полутона межчеловеческих взаимоотношений.

Помимо перечисленного обладатели слабой нервной системы характеризуются устойчивым равнодушием, что выражается в восприятии любых «ударов» судьбы без сетований, высказываний, протестов.

Данный тип влияет и на леность их обладателей. При этом она обнаруживается не только на психологическом ярусе, но и имеет физические проявления. Примеров этому служат субъекты, существующие за пределами бедности, но при этом, не производя ни единого усилия что-либо изменить, дабы улучшить собственное бытие и статус в социуме.

Слабая нервная система характеризуется также выраженной осторожностью. Чтобы реализовать намеченное либо осуществить задуманное, такие индивиды всегда выжидают подходящей поры, что часто перерастает в привычку. Это приводит к превращению избыточной осторожности, стремления перестраховываться всегда в пессимизм. Постоянные размышления о возможности неудачи, которая может привести к крушению жизненных планов, порождают нервозность, несварение, замедление циркуляции крови и множество иных психосоматических недугов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]