Общая характеристика детей с нарушениями интеллекта.


Характеристика детей с нарушением интеллекта


Одной из основных характеристик детей с нарушением интеллекта является стойко выраженное уменьшение деятельности, направленной на познание мира. По степени умственной отсталости и способности к обучению врачи подразделяют подобные отклонения на:

  • Идиотию, которая является самой глубокой степенью умственной отсталости и характеризуется тяжелыми нарушениями координации движений, моторики и ориентировки в пространстве, что в отдельных случаях принуждает их к лежачему образу жизни. При таком нарушении интеллекта у детей очень трудно формируются даже элементарные гигиенические навыки самообслуживания. Им практически недоступно осмысление окружающего мира, а речь либо не развивается совсем, либо развита ограниченно;
  • Имбецильность, которая характеризуется как более легкое нарушение интеллекта у детей по сравнению с идиотией. У таких детей выше шансы овладеть речью и усвоить несложные трудовые навыки;
  • Дебильность, которая считается наиболее легким течением болезни. Особенности детей с нарушением интеллекта этой формы не позволяют им учиться в обычных школах из-за сниженного уровня умственных способностей и спецификой эмоционально-волевой сферы. Трудности обучения и воспитания связаны с неразвитостью аналитико-синтетических функций высшей нервной деятельности. Ослабленное здоровье, соматические нарушения и особенности системы побудительных мотивов значительно ограничивают круг их будущей профессионально-трудовой деятельности.

Кроме этого выделяют отдельную группу детей с задержкой психического развития. В этом случае особенностью детей с нарушением интеллекта являются значительные затруднения при изучении предметов программы начальной общеобразовательной школы. Таких детей нельзя относить к умственно отсталым, поскольку у них проявляется достаточная способность к общению и широкая зона ближайшего развития. Причинами возникновения задержки психического развития могут быть различны. Выделяют психический и психофизический инфантилизм, связанный с:

  • Вредными воздействиями на центральную нервную систему в период беременности;
  • Воздействием различных факторов, приведших в раннем возрасте к церебрастеническим и астеническим состояниям организма.

Такие дети с интеллектуальными нарушениями в некоторых случаях могут учиться в общеобразовательных школах. Однако если в нарушениях преобладают выраженные церебрастенические расстройства, они нуждаются как в лечебных мероприятиях, так и в психолого-педагогической коррекции.

В зависимости от причин, которые привели к развитию нарушений, и времени воздействия вредоносных факторов, врачи различают множество вариантов отклонений в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере. Общими для всех видов задержки психического развития являются следующие черты:

  • Незрелость и неразвитость эмоций;
  • Отсутствие навыков интеллектуальной деятельности, а также неспособность к получению необходимых для такой работы знаний;
  • Невысокая работоспособность, возникающая по причине повышенной истощаемости;
  • Небольшой словарный запас;
  • Трудности словесно-логических операций, которые вызывают затруднения при необходимости решения наглядно-действенных задач;
  • Крайне суженное представление об окружающем мире;
  • Неумение использовать игровую деятельность для развития;
  • Замедленное восприятие происходящих событий;
  • Низкий уровень самоконтроля, что сказывается не только на обучении, но и в жизненных ситуациях.

Определение умственной неполноценности

По мере того, как происходят изменения в понимании нарушений интеллекта, обновляются и определения расстройства. Например, характеристика нарушений интеллекта, представленная ВОЗ, определяет их следующим образом: «Состояние остановленного или неполного психического развития, характеризующееся, в частности, нарушением навыков, проявляющимся на протяжении всего периода развития, затрагивающим все компоненты интеллекта, т.е. познавательные, речевые, двигательные, социальные способности. Нарушение может возникать одновременно с другими соматическими или психическими расстройствами, либо без них». (ВОЗ, МКБ-10).

Другое определение говорит о «неспособности достичь соответствующей степени интеллектуального развития (менее 70% от нормы), несмотря на получение соответствующей воспитательной стимуляции».

Американская ассоциация по вопросам умственной отсталости и пороков развития (AAIDD – American Association on Intellectual and Developmental Disabilities) определяет нарушение интеллекта следующим образом: «Умственная отсталость – это сниженные способности, характерные значительными ограничениями интеллектуальных функций и адаптивного поведения, что отражено в концептуальных, социальных, практических адаптивных навыках. Расстройство проявляется до 18-летнего возраста». В дополнение к границе в 18 лет (проявляющееся нарушение интеллекта у подростков), некоторые авторы указывают на более ранний период – 2-летний порог, причем, нарушение, развивающееся после этого возраста, называется деменцией.

AAIDD излагает 5 предположений для применения предыдущего определения:

  1. Уменьшение текущей функциональности необходимо судить по отношению к окружающей среде и обществу, типичному для возраста и культуры личности.
  2. Учитывает культурное и языковое разнообразие.
  3. Учитывает индивидуальные различия в общении, восприятии, движении, поведении.
  4. У каждого человека, помимо ограничений, учитываются его сильные стороны.
  5. Одновременно с определением поражения человека следует разработать индивидуальную целевую систему поддержки – при ней качество жизни человека с нарушением интеллекта будет улучшено в целом.

Из этого определения становится очевидным тот факт, что умственная отсталость является переменной. Она не зависит исключительно от поражения человека, но также учитывает влияние внешней среды. Особое внимание уделяется важности целенаправленной поддержки, основанной на конкретных навыках и потребностях людей с психическими расстройствами.

Сегодня для диагностики нарушений интеллекта используются различные способы и подходы, позволяющие учитывать различные взгляды на проблему. Из этих подходов исходит миссия служб, предоставляемых людям с ограниченными возможностями.

Способность к обучению

У детей, которым поставлен диагноз «умственная отсталость», очень отличаются способность и умение общаться с окружающими. Одни из них могут посещать обычную школу, успешно контактировать со взрослыми и сверстниками, решать задачи и усваивать общеобразовательную программу. Их физическое развитие протекает нормально, и внешне такие дети ничем не отличаются от здоровых детей.

Дети, имеющие тяжелые нарушения интеллекта, часто не могут справляться с обычными заданиями, поэтому обучать их приходится в специализированных учреждениях или дома.

Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, способны учиться в обычных школах. Это достаточно смышленые малыши, развитие которых ненамного уступает таковому у сверстников. Важную роль здесь играют воспитатели и учителя, которые должны особенно внимательно относиться к таким деткам, поскольку они чаще подвержены чувству беспомощности и разочарования.

Ожидание неудачи, которое закрепляется при отсутствии грамотного подхода со стороны педагога, приводит к тому, что дети заранее настраиваются на то, что не могут решить поставленную перед ними задачу, даже если на самом деле ее решение им по силам. Дети с умственной отсталостью, видя негативное отношение к себе со стороны учителей, ожидают меньшего успеха от своих действий и довольствуются минимальными результатами, хотя могут достичь гораздо большего.

Перед родителями больных детишек часто встает вопрос, что выбрать: обычную школу или специализированное учреждение? Ответ на него зависит от поставленного диагноза. Дети с легкой умственной отсталостью могут заниматься в обычных школах и успешно контактировать со сверстниками при условии поддержки и поощрения со стороны взрослых. Дети, чьи интеллектуальные функции нарушены значительно, рискуют оказаться в изоляции, даже будучи принятыми в обычную школу или детский сад. Нормальные дети предпочитают играть и общаться с теми сверстниками, которые похожи на них. Поэтому больные малыши окажутся в вакууме. Это не пойдет им на пользу.

Развитие детей со значительным нарушением интеллекта лучше всего поручить специалистам, которые знают к ним подход. В специальных группах детских садов с такими детишками занимаются по специальной программе, что помогает скорректировать отклонения в развитии.

«Коррекция и развитие личности учащихся с нарушением интеллекта» (методическое пособие)

Морские волны

Цель:

снижение эмоционального и мышечного напряжения, переключение внимания с одного вида деятельности на другой.

Если взрослый дает команду «Штиль!», все дети в классе «замирают». Когда раздается команда «Волны», дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают те дети, которые сидят за первыми партами. Через 2—3 секунды поднимаются сидящие за вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т. д.

По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, только дети не ждут 2—3 секунды, а встают друг за другом сразу.

Закончить игру надо командой «Штиль».

Клоуны ругаются

Цель:

снятие вербальной агрессии.

Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться, называя друг друга «овощами и фруктами». Например: «Ты, — говорит клоун, — капуста!» А ребенок отвечает … (пауза для того, чтобы ребенок придумал ответ)

. «А ты, — продолжает клоун, -клубника». Другой ребенок отвечает (ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Например: «Ты — колокольчик…» (ребенок ласково называет взрослого

). Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.

Репетиция оркестра

Цель:

дать выход негативным эмоциям, поднять жизненный тонус.

Материалы:

Аудиокассета с записью оживленной задорной музыки, которая нравится детям Вашего класса.

Инструкция:

Кто из вас видел дирижера? Вы заметили, как он двигается, дирижируя оркестром. Сейчас каждому из вас предоставится возможность стать дирижером. Когда я включу музыку, вы все можете встать и начать дирижировать воображаемым оркестром. «Дирижируйте» ладонями, руками, коленями, ногами и всем своим телом, чтобы «показать музыкантам, как те должны играть».

Тух-тиби-дух!

Цель:

снятие негативных настроений, повышение эмоционального тонуса.

Инструкция:

Я скажу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по классу, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово — «тух-тиби-дух!». В это время другой ученик должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же — трижды сердито-сердито произнести: «Тух-тиби-дух!». После этого продолжайте прогуливаться по классу. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.

Рекомендации родителям и педагогам по развитию интеллекта у детей консультация

Рекомендации педагогам и родителям по развитию интеллекта учащихся.

Подготовила воспитатель:

Рудь Н.Г

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

Развитие внимания:

— развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр,

— часто менять формы деятельности,

— использовать на занятиях элементы игры,

— приучать проговаривать инструкцию несколько раз,

— почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное,

— учить сознательно направлять внимание в соответствии с целью,

— учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь,

— создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка,

— для развития внимания использовать игры с правилами и игры- драматизации.

Игры и упражнения:

— «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»,

— игры-головоломки,

— загадки,

— «Найди отличия»,

— «Найди два одинаковых предмета»,

— «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,

— «Волшебное слово», Взрослый показывает упражнения. А ребенок их повторяет только в том случае . если взрослый говорит «Пожалуйста»,

— «Где что было». Ребенок запоминает предметы лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок затем указывает, что изменилось,

— «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

— «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого. Не обращая внимания на его действия.

Развитие памяти:

— развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания,

— обучать культуре запоминания,

— учить вспоминать последовательность событий,

— учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы,

— учит использовать образ, как средство развития произвольной памяти,

— учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. Использовать связи при припоминании,

— способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

Игры и упражнения:

— «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию,

— «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил,

— «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, далее – три слова, ребенок повторяет и т.д.

— «Что ты видел на каникулах» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях,

— «Следопыт». Взрослый показывает ребенку предмет и говорит, что сейчас спрячет его в комнате; ребенок должен найти спрятанный предмет,

— «Одежда» ребенок должен вспомнить , в каком порядке он надевал предметы одежды утром,

— «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет,

— «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке,

— «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его,

— «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур, ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать,

«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Развитие восприятия:

— учить детей различать предметы на ощупь,

— формировать умение выделять признаки в предмете,

— учить соотносить предметы по величине,

— учить способам распознающего наблюдения,

— развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления,

— помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом,

— формировать умение составлять из частей целое,

— учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию. Действовать в соответствии со словесной инструкцией,

— различать основные признаки разных времен года,

— учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы,

— закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом,

— формировать сенсорные эталоны формы,

— способствовать развитию умения анализировать предмет. Выделять в нем мелкие детали,

— способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

Игры и упражнения:

— «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок,

— «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентировка в пространстве по плану-схеме,

— «Звезды на небе». Соотношение схематических изображений созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественными,

— «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры,

— «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов,

— «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте,

— «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку,

— «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать. О каком предмете идет речь,

— «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки,

— «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.

Развитие мышления:

— развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности,

— учить составлять группу из отдельных предметов,

— учить выделять предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению,

— учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов,

— учить сравнивать предметы,

— учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами,

— побуждать делать самостоятельные выводы,

— учить отвечать на вопросы. Делать умозаключения,

— создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами,

— способствовать познанию свойств различных материалов. Их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.),

— способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими,

— учить устанавливать причинно-следственные связи,

— развивать мышление , используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения,

— учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи,

— способствовать переходу к решению задач в уме.

Игры и упражнения:

— «Разложи картинки». Учить усматривать последовательность событий,

— «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу,

— «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению,

— «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет,

— «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», и др.

— «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы,

— загадки.

Развитие тонкой (мелкой) моторики.

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)
  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз)
  4. Сжать пальцы в кулаки вращать кисти в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз) Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
  5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз, поочередно каждой рукой, затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
  6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке. (5 раз)
  7. Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)
  8. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)

И при этом сосредоточены на себе

Ничего удивительного в этом нет: людям с низким ЭИ сложно понимать чувства других, и поэтому они примеряют каждую ситуацию и обстоятельства на себя, а значит, и переводят на себя фокус любой беседы. Они не открываются сами и не дают другим возможность открыться.

Задавая вопрос, такие люди не стремятся услышать ответ собеседника и вообще едва ли дают ему возможность высказаться. Что, конечно, едва ли мотивирует его продолжать общение. К тому же такие люди часто стремятся манипулировать другими и контролировать их.

Классификация ментальных нарушений

Следующая классификация описывает некоторые особенности, общие для людей с определенной степенью нарушений интеллекта. Однако важно подчеркнуть, что из-за индивидуальности каждого человека невозможно подходить к людям с ментальными расстройствами исключительно на основе этих характеристик.

Легкая степень (IQ 50-69)

Эти дети способны соблюдать некоторые правила логики, но в их общении отсутствует большинство абстрактных понятий, они используют конкретные обозначения. Преимущественно они достигают полной независимости в личном уходе и практических домашних навыках, даже если их развитие идет медленнее по сравнению со стандартным. Это дает относительно хорошую возможность для их проявления на рынке труда.

Средняя степень (IQ 35-49)

Обучение этих детей ограничено механическими условностями. Для фиксирования чего-либо существует потребность в частом повторении. Они могут справляться с обычными привычками, простыми навыками, особенно в области самообслуживания, выполнять простые рабочие задачи, при условии отсутствия необходимости в скорости и точности.

Тяжелая степень (IQ 20-34)

Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта представлены способностью понимания только основных контекстов и отношений. Ограничения также очевидны в речевых навыках. Он осваивает несколько ошибочно сочлененных фраз, которые, кроме того, использует неточно. Иногда дети с этой степенью расстройства интеллекта вообще не разговаривают. Их обучение сильно ограничено, требует долгосрочных усилий. Тем не менее, благодаря систематическому, квалифицированному реабилитационному и образовательному уходу, можно поспособствовать развитию двигательных навыков, способности общения этих людей, что улучшит их качество жизни.

Глубокая степень (IQ ≤ 19)

Часто речь идет о комбинированном расстройстве. Познавательные способности почти не развиваются, как и артикулированная речь. Люди с такой степенью поражения в наибольшей степени способны различать известные и неизвестные стимулы, реагировать на них с удовольствием или неприязнью.

Другие умственные расстройства

Определение степени нарушения интеллекта затруднено из-за связанных соматических или сенсорных расстройств, аутизма или тяжелых поведенческих дефектов.

Неопределенная умственная отсталость

Это обозначение используется в случаях, когда детская умственная недостаточность доказана, однако трудно или невозможно определить ее уровень, следовательно, отнести человека к одной из предыдущих категорий.

Легкая умственная отсталость

Работу с детьми с нарушением интеллекта можно начинать только после того, как вы будете иметь полную картину его состояния. Итак, если перед вами ребенок с легкой умственной отсталостью, то работать с ним будет довольно просто. У него редко возникают проблемы при общении с коллективом сверстников, материал такие детки могут усваивать самостоятельно, но не в таком объеме, как основная масса детей. Но несмотря на это, они посещают обычные классы общеобразовательных школ. С течением жизни диагноз этот никуда не девается, однако люди вполне могут жить нормальной жизнью, работать на предприятии, иметь друзей и семью. Возможно, иногда им будет необходима помощь со стороны, но близкие люди в состоянии помочь им без привлечения специалистов.

Доклад на тему: Нарушения в интеллектуальном развитии ребенка их систематика и статистика

«Нарушение в интеллектуальном развитии ребёнка их систематика и статистика.»

Интеллект

(лат. – познание, понимание) – это высший уровень развития человеческой сущности, выраженный в мыслительных способностях человека, интегрирующих в себе познавательную чувственную и волевую сферы. В практической жизни интеллект условно сводят к мышлению человека, лишь немного расширяя зону функционирования

Предпосылками развития интеллекта

являются
когнитивные функции
– внимание, память, пространственное восприятие, мышление, а также
психофизиологические особенности
– работоспособность, инициативность, познавательный интерес. Они могут являться центральным симптомом заболевания либо одним из вторичных. Точных данных о распространенности нарушений интеллекта нет, достоверно чаще они выявляются среди сельского населения, что объясняется более простыми условиями жизни, требующими меньших усилий для адаптации.

Интеллектуальные нарушения у детей

Интеллектуальные нарушения у детей

– различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития.

Интеллектуальные нарушения

– качественные и количественные отклонения развития умственных способностей.

Симптомы

включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления. Диагностика проводится психиатром, неврологом, психологом. Дополнительно могут назначаться инструментальные исследования головного мозга. План лечения составляется индивидуально, предполагает фармакотерапию, психокоррекцию и социальную реабилитацию.

Олигофрения

— это клинически разнородная группа. Это название состояния, возникающего после различных видов поражения центральной нервной системы ребенка в период до развития его речи, т. е. примерно до года-двух лет жизни. К числу таких поражений относятся наследственные и внутриутробные повреждения зародыша, природовые травмы и асфиксии, а также другие заболевания, влияющие на центральную нервную систему ребенка примерно до двухлетнего возраста

По данным Г. Е. Сухаревой, следует различать три группы па­тогенных факторов

, обусловливающих возникновение олигофре­нии: 1) неполноценность генеративных клеток родителей (в том числе наследственные заболевания и патология эмбриогенеза); 2) вредные воздействия на плод в период внутриутробного развития, ро­довая травма; 3) постнатальные поражения нервной системы ре­бенка (инфекции, травмы, ожоги) до трех лет

Причины интеллектуальных нарушений у детей

Интеллектуальная неполноценность развивается в результате негативного влияния эндогенных и экзогенных факторов. Чем более интенсивным и ранним было воздействие, тем более серьезные нарушения определяются у ребенка. Выделяют следующие группы причин:

Генетические изменения.

Отклонения в интеллектуальном развитии определяются при хромосомных аномалиях – при трисомиях (синдром Дауна), делециях хромосом, однородительских дисомиях; при дисфункциях отдельных генов (аутизм, синдром Ретта).

Перинатальное поражение ЦНС.

Негативное влияние оказывает гипоксия, вызванная заболеваниями матери (сердечно-сосудистые, эндокринные патологии, болезни почек, печени), несовместимость беременной и плода по резус-фактору, системе AB0, внутриутробные инфекции, интоксикации, радиационное облучение, сильные эмоциональные стрессы при беременности, недоношенность.

Натальное повреждение ЦНС.

Осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией, кровопотерями, травмами плода способны привести к органическим и функциональным нарушениям мозга.

Постнатальное поражение нервной системы.

Интеллектуальные нарушения различной степени тяжести развиваются при нейроинфекциях (энцефалитах, менингитах), эпилепсии, тяжелых эндокринных, аутоиммунных заболеваниях, интоксикациях, черепно-мозговых травмах, дистрофиях, после клинической смерти.

Психические, неврологические расстройства.

Интеллектуальные расстройства возникают на фоне поведенческих, эмоциональных, волевых дефектов, патологий анализаторных систем.

Социальные факторы.

Отклонения интеллектуального развития выявляются при дисгармоничных семейных отношениях, асоциальном образе жизни родителей, педагогической запущенности детей, длительном пребывании в стационарах.

Классификация

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:

  • Задержка психического развития.

    Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций.

  • Умственная отсталость.

    Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта.
    Различают три степени:
    легкую (дебильность), умеренную (имбецильность), тяжелую (идиотию).

  • Деменция.

    Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций.

Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций.

О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, речевых патологиях.

Статистика:

По имеющимся данным в мире, дети с интеллектуальными нарушениями составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Наши зарубежные коллеги нередко указывают другие, более высокие проценты, что обусловлено использованием несколько иных критериев при диагностировании умственного развития ребенка.

Сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%.

Приведем некоторые статистические данные Министерства образования Российской Федерации

. В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных организациях вместе с обычными детьми. В системе Министерства образования открыта сеть специализированных (коррекционных) детских садов с круглосуточным пребыванием детей, и специализированных (коррекционных) детских домов, а так же дошкольных групп при специальных школах-интернатах. В них принимаются дети в возрасте от 3-4-х до 7-8-и лет. Отбор детей в указанные учреждения осуществляется на основе заключения медико-педагогических комиссий. Решение о зачислении ребенка в специализированное (коррекционное) дошкольное учреждение и о выводе его принимается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе представителя органов департамента образования, представителя отдела здравоохранения и членов комиссии: олигофренопедагога, логопеда, врача-психоневролога (или детского психиатра). Психолого-медико-педагогические комиссии организуются областными или городскими отделами департаментов образования.

Таким образом, более 500 тыс, детей и подростков школьного возраста обучается в системе специального образования. Часть детей и подростков не имеет возможности обучаться в связи с отсутствием специальных профильных образовательных учреждений на своей территории (в крае, области, республике). Так, почти каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и специалистов для обучения детей этой категории.

Развитие

Здоровый ребенок с самого рождения начинает познавать этот новый и удивительный мир. Он начинает все щупать, пробовать на вкус, проверяет прочность предметов. Только так ребенок сможет получить всю необходимую ему информацию о том мире, в который он попадает. Ни для кого не секрет, что первые осознанные и понятные слова он произносит в полтора или два года. Кто-то чуть позже или раньше, но средние показатели именно такие.

Что касается развития детей с нарушением интеллекта, то они все эти этапы проходят немного позже, в зависимости от того, в какой форме это нарушение выражено. Они ничем не отличаются от своих сверстников, поскольку им тоже интересны игрушки и подвижные игры. Особенно легко дается общение с одногодками деткам с легкой умственной отсталостью. Если они смогут найти себе друзей, а это не так сложно, то прекрасно вольются в коллектив и даже могут стать там признанными лидерами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]