Когнитивная психология — эксперименты с человеческой психикой


Психология является одной из самых разветвленных наук, в которой множество течений, использующих различные подходы к познанию психики человека. Когнитивная психология — одно из самых молодых и перспективных направлений, которое, тем не менее, получило довольно много последователей.

Когнитивная психология посвящена изучению познавательных процессов в психике человека. Она включает в себя исследование памяти, чувств, внимания, воображения, логического мышления, способности к принятию решений.

Статьи по теме

  • Важно знать основные направления психотерапии и правильно их применять 27.01.2021
  • Главные задачи и методы личностно-ориентированной психотерапии 27.01.2021
  • Генерализированная тревога — ежедневная борьба со страхом 14.12.2020
  • Экзистенциальная тревога: как уйти от неизбежного 14.12.2020

Несмотря на довольно простые идеи, данное направление включает в себя немало научных исследований на самом серьезном уровне.

Понятие

Под когнитивной психологией понимают раздел психологии, осуществляющий исследование познавательных процессов, которые происходят в сознании индивида.

Ее сущность состоит в изучении человека в качестве своеобразного компьютера, в основе работы которого стоит мышление и разум.

Он воспринимает различные сигналы, поступающие из внешнего мира, воспринимает и преобразует их в информацию, обрабатывает, анализирует и упорядочивает ее.

Предметом когнитивной психологии выступает исследования таких элементов, как воображение, сознание, внимание, память, ощущение, а также прочие мыслительные процессы.

Общее описание

Реверсивная психология

Когнитивное направление в психологии изучает познавательную деятельность. В ней условно выделяют две группы процессов: сенсорная и мозг с сознанием. Первая отвечает за поступление информации извне, вторая – за переработку. Когнитивный подход в психологии исследует память, восприятие, мышление, воображение, ощущение.

Важно! В дисциплине принимают участие такие отрасли, как лингвистика, антропология, нейронауки и другие.

Данное направление очень актуально в современном мире. Оно позволяет работать над улучшением искусственного интеллекта. Это применяется не только для создания роботов, но и разработки интерактивных протезов.

Когнитивная психология – это особое направление в науке. Ее последователи считают, что познание окружающего мира начинается с впечатления.


Через чувственное восприятие происходит преобразование знаний

После накопления определенной информации происходит регулирование поведения, особенно социального. Все процессы находятся в постоянном движении, изучать их не так просто.

История возникновения

Зародилось это направление не так давно, в середине 20 века. Исследователи стали интересоваться познавательными способностями индивида и тем, как они функционировали.

В качестве фундаментального акта основы психики человека выделили восприятие. Ученые проводили различные эксперименты для выявления границ способностей разума, внимания, памяти.

Основоположниками когнитивной психологии выступают психологи Ф. Хайдер и Л. Фестингер.

Но дальнейшему развитию направления помогла встреча, состоявшаяся в технологическом институте Массачусетса в 1956г.

На ней были рассмотрены вопросы функционирования памяти и формирования языка. Чуть позже был создан Центр когнитивной психологии, который занимался изучением процессов мышления и познания.

Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идёт? Узнайте из видео:

Понятие и краткая история когнитивной психологии

Когнитивная психология – это раздел психологической науки, занимающийся изучением познавательных процессов человеческой психики. Изыскания, основанные на когнитивном подходе в психологии, ориентированы на исследование чувств, внимания, памяти, воображения, логического мышления, представления информации, способности принимать решения. По сути, это целая концепция, сконцентрированная на активности сознания и процессе познания.

Когнитивная психология исследует процесс получения человеком информации о мире, то, как она представляется им, как хранится в памяти и становится знанием, а также то, каким образом данное знание воздействует не поведение и внимание человека. Это направление касается всего диапазона психических процессов, начиная ощущениями и заканчивая восприятием, вниманием, обучением, распознаванием образов, памятью, формированием понятий. Оно касается мышления, языка, запоминания, воображения, эмоций и процессов развития, а также всех возможных поведенческих сфер.

Появилось данное направление в 50-х годах XX века в США. Хотя, конечно, попытки изучить проблемы сознания предпринимались и раньше. Еще философы древности задавались вопросами, где размещаются мысли и память. Например, в Древнем Египте считали, что они располагаются в сердце. Эту идею поддерживал и Аристотель. Однако Платон полагал, что местом их хранения является мозг. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что огромный интерес к проблеме сознания люди проявляли за сотни лет до того как когнитивная психология сложилась в научное направление.

Немалая заслуга в развитии когнитивной науки принадлежит таким известным философам как Иммануил Кант, Дэвид Юм и Рене Декарт. Так, теория Декарта о психической структуре со временем стала методом изучения психики. Работы Юма поспособствовали установлению законов ассоциаций идей и классификации психических процессов. А Кант указал на то, что разум является структурой, а опыт – фактами, заполняющими эту структуру. Но, естественно, неверно полагать, что только этих людей следует благодарить за становление когнитивной психологии. Огромную роль сыграла деятельность ученых и из других областей.

Одним из людей, повлиявших на становление когнитивной психологии более серьезно, является немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт, ведь он многократно говорил о том, что сознание обладает творческим потенциалом. В дальнейшем эта тема частично развивалась в функционализме и структурализме, и только с появлением бихевиоризма, сфокусировавшегося не на сознании, а на поведении, в начале ХХ столетия интерес к ней угас почти на полстолетия.

Но уже в 1950-х годах начался новый этап в развитии когнитивной науки. Одним из пионеров движения стал американский психолог Эдвард Толмен. Он указал на то, что важно рассматривать когнитивные переменные и поспособствовал отказу от присущего бихевиоризму подхода «стимул-реакция». Однако наиболее значительный вклад в формирование подхода внес швейцарский психолог Жан Пиаже, исследовавший детскую психологию, ориентируясь на стадии когнитивного развития. И даже невзирая на то, что работа Пиаже посвящалась по большей части детской психологии, спектр применимости когнитивного подхода существенно расширился, а сам Пиаже получил награду «За выдающийся вклад в развитие науки».

В 1970-х годах когнитивная психология начала все больше выделяться как отдельная сфера исследований и терапевтическая практика. Множество ее положений стали основой психолингвистики, а ее выводы начали использоваться в других разделах психологической науки, таких как психология образования, психология личности и социальная психология.

В настоящее время когнитивная психология во многом базируется на аналогиях между механизмами познания у человека и преобразованием информации в вычислительных устройствах. (И это при том, что ее основы закладывались до того, как появилась кибернетика и сложная вычислительно-информационная техника.)

Более всего распространена концепция, где психика представляется устройством, у которого есть фиксированная способность преобразовывать получаемые сигналы. Основное значение в ней имеют внутренние когнитивные схемы и активности организма, участвующие в процессе познания. Человеческая познавательная система рассматривается в качестве системы с устройствами ввода, хранения и вывода данных с учетом ее пропускного потенциала. А базовая метафора когнитивной психологии – это компьютерная метафора, согласно которой работа человеческого мозга уподобляется работе процессора компьютера.

Для тех, кого интересуют представители когнитивной психологии, назовем их имена. Это Борис Величковский, Джордж Сперлинг, Роберт Солсо, Карл Прибрам, Джером Брунер, Джордж Миллер, Ульрик Найссер, Аллен Ньюэлл, Саймон Герберт и некоторые другие. В конце статьи мы еще приведем небольшой список книг некоторых из этих авторов. Сейчас же наибольший интерес для нас представляют основные идеи когнитивной науки.

Но с учетом серьезности темы и физической невозможности рассказать обо всем в одной статье, не будет лишним, если вы уделите время просмотру полуторачасового видео. Это запись лекции «Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идет» доктора психологических наук, старшего научного сотрудника Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ Марии Фаликман. Впрочем, посмотреть его вы можете и по окончании статьи или в любое подходящее время.

Разделы

В состав современной когнитивно-поведенческой психологии включают следующие разделы:

  • мышление, принятие решения;
  • восприятие;
  • развитие;
  • распознавание образов;
  • речь;
  • внимание;
  • воображение;
  • память;
  • интеллект (причем сюда относят естественный и, в некоторой степени, искусственный).

О том, что такое когнитивный диссонанс, читайте здесь.

Когнитивный диссонанс: определение

Стремление индивидуума к внутренней гармонии и переживаемый в этот момент дискомфорт в психологии называется «когнитивный диссонанс». Его испытывает в разные периоды жизни каждый человек.

Возникает он в результате противоречий между знаниями о ситуации и реальностью либо знаниями и поступками личности. При этом когнитивная картина мира нарушается, и возникает тот самый дискомфорт, толкающий человека на ряд поступков, чтобы вновь войти в состояние гармонии с собой.

Основные положения и методы

В качестве основного положения когнитивной психологии можно выделить протест против идей бихевиоризма, заявление, что поведение человека исходит от мыслительных способностей индивида.

В качестве главных понятий этого направления выступает процессы когнитивизма, к которым относится воображение, память, мышление. Они формируют некие понятийные схемы, с помощью которых и строится поведение.

Основным методом когнитивной психологии выступает замена личностного конструкта.

Иными словами, это сравнительный анализ того, как различные индивиды воспринимают информацию, поступающую из внешней среды, и впоследствии интерпретируют ее. Данный метод состоит из следующих этапов:

  1. Вводный этап: индивид получает некие инструменты (к примеру, дневник), благодаря которым становится возможным выявить ошибочные суждения и их причины.
  2. Эмпирический этап, когда индивид с помощью психотерапевта прорабатывает приемы корректного соотношения различных явлений. То есть формулируются аргументы за и против, рассматриваются преимущества и недостатки моделей поведения.
  3. Прагматичный этап, итогом которого становится осознание индивидом собственных ответных действий.

Существуют и другие методы, выбор которых должен основываться на типе психического расстройства поведения человека. Например, методы целенаправленного повторения, децентрации, смены ролей или замены эмоций.

Какие идеи изучает и рассматривает?

Как было отмечено ранее, в качестве объектов изучения в когнитивной психологии выступают различные познавательные процессы. Она также рассматривает эмоциональную сферу личности, психологию развития и распознавание образов.

Основная идея заключается в изучении познавательных процессов человеческой психики по аналогии с функциями вычислительного устройства.

Иными словами, компьютер выполняет разнообразные операции по получению, обработке, сохранению и выдаче информации.

Приверженцы когнитивизма считают, что человеческий разум работает по схожей концепции и познавательные функции психики работают по схожей схеме.

Еще одна идея состоит в поэтапной обработке информации в человеческой психике. То есть все стимулы, поступающие извне проходят по некой цепочке превращений.

Существует еще идея предельного объема систем обработки информации. Отсюда вытекает и основное направление деятельности когнитивных психологов, которое состоит в поиске естественных и максимально эффективных методов работы с информацией, которая поступает в психику индивида.

Проблемы и открытия

Работа У. Найссера «Познание и реальность», вышедшая в 1976 году, определила основные проблемы развития новой дисциплины. Ученый предположил, что данная наука не может решать повседневные вопросы людей, опираясь только на лабораторные методы экспериментов. Также он дал положительную оценку теории прямого восприятия, разработанного Джеймсом и Элеонорой Гибсонами, которая может успешно использоваться в когнитивной психологии.

Кратко познавательные процессы затронул в своих разработках американский нейрофизиолог Карл Прибрам. Научный вклад его связан с исследованием «языков мозга» и созданием голографической модели психического функционирования. В ходе последней работы был проведен опыт – резекция мозга животных. После удаления обширных участков память и навыки сохранились. Это дало основание утверждать, что за познавательные процессы отвечает весь мозг, а не отдельные его области. Сама голограмма работала на базе интерференции двух электромагнитных волн. При отделении любой ее части, картинка сохранялась целиком, хотя менее четко. Модель Прибрама до сих пор не принята научным сообществом, однако, часто обсуждается в трансперсональной психологии.

Известные представители

Возникновению данного направлению способствовала деятельность У. Найссера, который изложил его главные положения, и Дж. Миллера, который является основателем Центра когнитивной психологии.

Также среди наиболее известных представителей когнитивной психологии называют следующих: Дж. Сперлинг, Дж. Брунер, Р. Солсо, С. Герберт, К. Прибрам, А. Ньюэлл.

Они внесли значительный вклад в изучение закономерностей познавательных процессов и познания в целом.

Критика

В первые годы когнитивной психологии бихевиористские критики считали, что преследуемый им эмпиризм несовместим с концепцией внутренних психических состояний. Когнитивная нейробиология, однако, продолжает собирать доказательства прямой корреляции между физиологической активностью мозга и предполагаемыми психическими состояниями, подтверждая основы когнитивной психологии.

Некоторые наблюдатели предполагают, что, когда когнитивная психология стала движением в течение 1970-х годов, запутанность явлений и процессов, которые она изучала, означала, что она также начала терять сплоченность как область исследования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Модели внимания

Проблемы внимания часто исследуются именно в области когнитивной психологии.

Именно представители данной отрасли разработали наиболее интересные модели внимания. К основным из них относят:

  • селективные модели внимания;
  • внимание в качестве перцептивного действия;
  • внимание в качестве умственного усилия.

Селективные

Селективные модели внимания связаны с именами Д. Бродбента, К. Черри.

Главная идея данной теории заключается в том, что структура обработки информации имеет некое узкое место или фильтр, воронку.

Основной предмет обсуждения селективных моделей внимания состоит в выявлении местонахождения данного фильтра (на каком именно этапе обработки информации) и по каким принципам происходит отбор информации, то есть ее селекция.

Перцептивное действие

Внимание в качестве перцептивного действия рассматривал У. Найссер, который критиковал селективную модель.

Он считал, что внимание представляет собой направленность основного потока деятельности, связанной с обработкой информации, на ограниченную часть наличного входа. То есть он определял его в виде процесса активного выбора.

Умственное усилие

Внимание в качестве умственного усилия также называют емкостной моделью Д. Канемана.

Он отмечал наличие ограничения в способности индивида выполнять умственную работу.

Под вниманием Д. Канеман понимал некое внутреннее усилие, на выполнение которого требуются ресурсы. Таким образом, акт внимания зависит в большей степени ни от желаний индивида, а от объективной сложности поставленной перед ним задачи.

О метафорах и моделях внимания в когнитивной психологии этот ролик:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]