Причины и методы противостояния вербальной агрессии

Характеристики поведения

Вербальная агрессия – это явление с целым перечнем отрицательных характеристик. Вот лишь некоторые из них:

  1. Вербальная агрессия разрушительна. В особенности, когда человек делает вид, будто ничего не происходит. Его оппонент чувствует агрессию, однако его ощущения в расчёт не берутся. Из-за этого он испытывает смятение, боль и разочарование.
  2. Она ударяет по самооценке. Впечатлительный человек, столкнувшись с вербальной агрессией, начинает думать, что с ним действительно всё не так, и считать себя ничтожеством.
  3. Презрение, выражаемое таким поведением, бывает очень чётким и искренним, задевающим за живое.
  4. Вербальная агрессия – это непредсказуемое явление. Человек может спокойно жить и не подозревать, что уже в следующую секунду на него обрушится шквал злобных шуток, едких комментариев и саркастичных подколок. Это способно выбить из колеи.

И с какой бы целью не проявлялась агрессия, причина всегда одна и та же – неприязнь. Мы живём в социальном обществе, и все друг другу нравиться не можем. Но только одни люди являются адекватными, и сдерживают свои негативные чувства, а другие – нет.

В чем опасность грубых слов?

Поскольку вербальный вид агрессии не предполагает физического проявления раздражения, его часто считают менее опасным, чем невербальный. Это не так. Постоянные угрозы и негативные высказывания наносят ущерб, как объекту агрессии, так и его носителю.

Что случается с жертвами словесных нападок?

  1. Портится настроение.
  2. Ухудшается самооценка.
  3. Развиваются комплексы.
  4. Меняется поведение.
  5. Появляются неврозы.

Регулярно выслушивая оскорбления в свой адрес, человек становится пугливым, тревожным, плаксивым. У него начинаются проблемы с нервной системой: появляются частые головные боли, бессонница.

Но и носителю вербальной агрессии приходится несладко. Ему сложно социализироваться, обрести друзей и установить близкие отношения с людьми. В подростковом возрасте агрессора избегают в школе, взрослея, он может потерять работу из-за неумения вести конструктивную беседу. Чем больше проблем скапливается, тем очевиднее необходимость грамотного психологического консультирования.

Причины вербальной агрессии различны. Это может быть накопившееся раздражение, которое индивид больше не в состоянии сдерживать. Например, у вас был тяжелый день, и вас окатила из лужи проезжающая машина – сложно не сказать ей вслед «парочку ласковых». Однако мотивы могут быть и другими:

  • Неумение контролировать эмоции;
  • Желание самоутвердиться через унижение собеседника;
  • Привычка к вербальной агрессии.
  • Если ребенок рос в социально неблагополучной среде, постоянные угрозы, крики, оскорбления воспринимаются им как норма, обычное общение.

Бесплатный урок с практикующим коучем

Записаться

Классификация по типу проявления

Вербальная агрессия – это поведение, которое бывает двух видов.

  1. Открытая. Проявляется в гневных выпадах, оскорблениях, проклятиях, угрозах, истерических нападках. Причём, как правило, за то, чего человек никогда не совершал и даже не думал об этом.
  2. Скрытая. Более коварная и подлая, поскольку она является очень незаметной и постепенной. Это агрессия исподтишка, за счёт проявления которой человек подчиняет себе оппонента, который сам о том не догадывается.

Вообще, агрессия сама по себе является явлением манипулятивным, но скрытая – особенно. Ибо человек, её проявляющий, сознательно стремится к контролю над оппонентом. И он действительно иногда не понимает, что им манипулирует. Может только заметить, что его жизнь складывается не так, как планируется.

Но каким образом реализуется манипулятивная функция? Всё дело в психологическом эффекте. Сначала самооценка «жертвы» падает. И она сама того не замечает. Просто начинает задаваться такими вопросами: «Хм, а может во мне действительно что-то не так? Но что? Может, стоит измениться?». Как следствие – потеря уверенности в себе. Потом – попытки измениться, чтобы не раздражать агрессора. И в итоге – абсолютное ему подчинение.

Такое наблюдается повсеместно. В несчастливых семейных парах, в коллективах, в отношениях между боссом и подчинёнными и т. д.

Виды

Речевая или вербальная агрессия классифицируется по-разному.

Основные виды:

  • Активная прямая – направлена на определенного человека, группу людей и так далее. Это высказывание угроз, негативных пожеланий, брань и призывы к совершению насилия, агрессивных действий.
  • Активная непрямая – распространение клеветы, сплетен о ком-либо, подрывание авторитета, навязывание окружающим негативного мнения о ком-либо или чем-либо.
  • Пассивная прямая – отказ от общения с кем-либо, молчание или уход от ответа, разговора.
  • Пассивная непрямая – отказ давать какие-либо объяснения.

Чаще всего мы сталкиваемся с двумя первыми видами агрессии.

Активная прямая в современной жизни встречается как в обыденной, бытовой жизни, так и публичных выступлениях, и реакции СМИ.

К этому виду агрессии относятся как разговоры на повышенных тонах в семье, ссоры между коллегами, перебранки между соседями и еще сотни других ситуаций, с которыми каждый сталкивается ежедневно.

Точно также активная агрессия – это угрозы и деструктивные пожелания в чей-то адрес со стороны СМИ.

Активную прямую агрессию делят на открытую (эксплицитную) и скрытную (имплицитную). Открытая языковая агрессия выражается в виде прямых выпадов, угроз или оскорблений. При скрытой истинные цели маскируются: нейтральные слова и выражения подбираются таким образом, чтобы вызвать у слушателей негативные эмоции по отношению к чему-либо или кому-либо.

Активная непрямая – это специальное, преднамеренное распространение негативной ложной информации или «перетасовка» известных фактов о ком-либо или чем-либо. Это делается с целью вызвать негативные эмоции по отношению к чему-либо.

Пассивная прямая – это отказ от общения с кем-либо. Она может быть как демонстративной, так и в виде уклоняющихся ответов.

Пассивная непрямая заключается в нежелании защищать кого-либо от агрессивных выпадов, отказе давать комментарии или объяснения в чью-либо пользу.

Замкнутость

Это одна из категорий косвенной вербальной агрессии. Проявляется обычно в отношениях между мужчиной и женщиной.

Что объединяет пару? Душевная близость, сопереживание, эмпатия. Между ними нечто большее, чем общение. Но только в том случае, если обе стороны открыто говорят о переживаниях, эмоциях и чувствах. К сожалению, не во всех парах так. Иногда одна сторона не хочет делиться этим со своей второй половинкой и поддерживать её.

Когда человек отказывается слушать своего близкого и отрицает его переживания, это и является проявлением замкнутости. Все свои чувства, мысли и эмоции он оставляет при себе. А со второй половинкой ведёт себя отстранённо и холодно.

Замкнутый агрессор может притворяться, что он не слышит своего партнёра, специально отвлекается на посторонние вещи. От него можно услышать такие слова: «Ну и о чём тут говорить? Что ты хочешь от меня услышать? Нет, тебе это будет неинтересно. Зачем ты спрашиваешь, ведь всё равно сделаешь так, как хочешь!».

Подобные слова обижают и разочаровывают. Отношения, в итоге, теряют свой смысл, поскольку его без душевной близости просто не может быть.

Типы

Что же такое вербальная агрессия конкретно? По сути, это один из десяти типов, экспериментально выявленных вариантов словесных нападок, которые могут быть такие:

Почему же невербальные знаки включены в пласт вербальной агрессии? Да потому что при помощи них выражения и обороты принимают совершенно иные, оскорбительные формы. К упомянутым знакам мы относим:

  • жесты (сжатые кулаки, скрещенные или упёртые в бока руки);
  • мимику (злое или пренебрежительное выражение лица);
  • позы («повелительные позы» всегда воспринимаются как провокация);
  • визуальный контакт (провокационным здесь может выступать взгляд, который воспринимается как «наглый»);
  • интонацию и тембр голоса (даже безобидную по смыслу фразу можно прокричать или сказать с пренебрежением, провоцируя обиду);
  • организацию времени и пространства общения (вторжение без спроса на «чужую территорию» или настоятельный вызов на свою, понимая, что в таком месте общение будет некомфортным, уже расценивается как акт нападения).

«Ты считаешь, что это так?», — говорит родитель или руководитель. По сути, эта фраза не оскорбительна. Но, если добавить определённую позу, тембр голоса, поставить «руки в боки», да ещё и вызвать собеседника «в кабинет на ковёр к начальству». Безобидная фраза сразу становится угрозой, осуждением мнения и установок. А фраза: «Всё с вами понятно, милочка» при определённых неречевых «добавках» подвергает сомнению уровень умственных способностей и компетенции. Одним словом, что в первом, что во втором случае – доставляет внутренний дискомфорт и переживания.

После вербальной агрессии может провоцироваться физическая. Это происходит, если существует изначальная настроенность объекта агрессии в силу его особенностей: личностных, социальных или ситуативных. К личностным особенностям относят чаще всего возраст, пол. К социальным факторам – этническую принадлежность, социальную благополучность окружения, уровень образования и общей культуры.

К ситуативным чаще всего относят окружающую обстановку, физическое, физиологическое и нервно-эмоциональное состояние человека и дополнительные факторы, которые могут влиять на адекватность оценивания и восприятия ситуации. Но не стоит списывать со счетов и влияние общественных факторов. Эти факторы обуславливаются национальным менталитетом и разделением определённых лингвистических норм как «неприемлемых» или «приемлемых». Так в одних этнических группах может быть абсолютно недопустимо оскорбительное высказывание в адрес родителей собеседника. И подобные вещи всегда провоцируют акт физической агрессии. Тогда как в другой группе это не будет вызывать столь бурную реакцию.

Вербальная агрессия может иметь форму прямой агрессии, которая выполняется непосредственно над кем-то здесь и сейчас. А может быть косвенной. Косвенная вербальная агрессия неоднородна и включает два разных, но дополняющих друг друга понятия. В первом случае она рассматривается как агрессивное поведение, направленность которого на определённое лицо скрывается. Во втором случае – рассматривается как агрессия, которая окольным путём стремиться задеть жертву. По сути, эти два понятия сходны в принципе действия – без прямого высказывания. Она имеет вид интриг, сплетен. Оскорбление достигается путём нанесения ущерба прежде всего репутации человека.

Стремление возражать

Ещё одна распространённая категория. Возражение является самой разрушительной формой для взаимоотношений. Ведь оно появляется тогда, когда есть противоречия. А на них невозможно построить никаких отношений вообще.

Агрессор будет проявлять ярость всегда, даже если мнение оппонента не совпадёт с его взглядом в какой-нибудь незначительной теме. Даже в выборе молока. «Зачем ты покупаешь бутилированное? Оно такое же, как и в пакете! Зачем переплачивать за упаковку? Это глупо, нерационально и не экономично! Со мной согласился бы любой адекватный человек!».

Обесценивание

Это ещё хуже. Вербальный агрессор просто плюёт в душу оппоненту, забывая о том, что у него есть чувства, переживания, опыт. Демонстрирует своё безразличие такими фразами: «Ты слишком чувствительная (-ый). Устраиваешь скандал на пустом месте. У тебя нет чувства юмора. Ты неадекватно мыслишь. Делаешь из мухи слона, как обычно. Тебе хочется поскандалить?»

Особо чувствительные люди действительно начинают верить в то, что с их восприятием мира не всё в порядке. Как только они воспринимают слова агрессора, как истину, их душу наполняет чувство пустоты и дикое смятение.

Угрозы

Почему во всех темах, касающихся вербальной и невербальной агрессии, большее внимание уделяется рассмотрению категорий первой из перечисленных? Потому что они более изощрённые в психологическом плане. Невербальная агрессия – это причинение физических увечий, в нём нет тактики.

А вот в словесной есть. Взять, к примеру, угрозы. Сколько девушек повелось на такую фразу: «Делай, как говорю, иначе я тебя брошу/заведу любовницу»? Угрозы расставания, развода, избиения… всё это тоже направлено на манипулирование. И, к сожалению, зачастую данный метод срабатывает. Человек просто пугает оппонента потерей чего-то важного для него или же вероятностью испытания сильной боли.

Обзывания и командный тон

То, что является очевидным проявлением агрессии. Самое интересное, что человек, даже назвав оппонента в принципе положительными словами, может продемонстрировать свою злость. Всё дело в интонации. «Любимая», «милая» и «дорогая» могут звучать, как оскорбление, если сказаны со злобой, иронией, насмешкой и сарказмом.

Командный тон – тоже проявление агрессии. Он отрицает равноправие. Агрессор просто не видит в партнёре отдельной личности, человека. Он не просит, а приказывает, показывая, что тот является для него всего лишь удобным инструментом для исполнения желаний. Слова «пожалуйста» и «спасибо» вообще никогда им не произносятся. «Сделай это», «Купи то», «Зайди туда», «Приготовь моё любимое блюдо» – типичные фразы неблагодарного хама.

Лучшая реакция – игнор

Многие люди задаются вопросом: «Как справляться с вербальной агрессией?» Ответ прост. Лучшее моральное оружие – это игнорирование. Какую цель преследует вербальный агрессор, проявляя свою ярость? Он рассчитывает на определённую реакцию. Он хочет обидеть оппонента, задеть его за живое, расстроить, заставить переживать.

Так вот, всё это нужно оставить без внимания. Как минимум визуально. Показать агрессору, что все его нападки не имеют никакого веса. Продемонстрировать пренебрежение. Ввести агрессора в недоумение можно даже надменным цоканьем и отмашкой рукой. Или фразой: «Ты всё сказал?»

Но нужно быть осторожным в этом случае. Нередко безразличие пробуждает в агрессоре спортивный интерес и желание вывести из себя «жертву» ещё более жёсткими способами. В таком случае от позиции игнорирования отступать не нужно. Но вдобавок придётся убедить себя в том, что этот человек – несчастный, обиженный жизнью дурак, с которым спорить бесполезно. Ответить на оскорбления – значит, дать ему то, чего он хочет, обеспечить ему удовольствие. Вот только он такой «чести» не достоин.

Классификация

Индивид применяет следующие способы выражения агрессивного настроения:

  • оскорбления;
  • обвинения;
  • нецензурные слова;
  • грубый разговор;
  • угрозы, проклятия;
  • злое подшучивание;
  • клеветнические разговоры;
  • критика без повода;
  • крики, слезы, негативные звуки.

Однако, сами по себе злые слова или нецензурные выражения не могут быть признаком агрессивного поведения, если они не имеют эмоционального посыла, то есть не сочетаются с невербальными знаками, такими как:

  • жестикулирование (сжатый кулак, замахивание рукой);
  • мимика (злобное выражение лица);
  • положение тела (наступательное, возвышающееся);
  • интонации (громкий голос);
  • вторжение в чужое личное пространство.

Вербальную агрессию можно поделить на следующие типы:

  1. Прямую активную. Оскорбления и унижения проявляются непосредственно во время разговора собеседников.
  2. Непрямую активную. Агрессор распространяет сплетни, клевещет на человека за его спиной.
  3. Прямую пассивную. Индивид отказывается разговаривать и общаться с человеком.
  4. Непрямую пассивную. Выражается отказом защищать незаслуженно обиженного, давать показания в его пользу.

Если прямую агрессию распознать легко, то скрытая не всегда обнаруживается.

Так как обидчик в непосредственном общении может быть доброжелательным и вежливым.

Формами скрытого агрессивного поведения являются:

  1. Осуждение, критика. Агрессор постоянно критикует собеседника под видом желания помочь. А хвалит так, что его похвала играет против оппонента.
  2. Шутки. Индивид постоянно подшучивает и представляет это как просто веселье.
    Однако, он это делает при других людях, а не наедине, что свидетельствует о его злом умысле.
  3. Противоречие. Неважно, что говорит собеседник, агрессор всегда будет противостоять его мнению.
  4. Принижение заслуг. Даже если человек удостоен высоких наград, агрессор постоянно будет утверждать, что это было очень легко и награда получена незаслуженно или «по блату».

Если нападки постоянны

Вообще, самая правильная реакция на вербальную агрессию – разрыв связи с её «источником». К сожалению, это единственный верный способ. Потому что агрессоры – энергетические вампиры, и они таковы по своей природе. От них нужно уходить, чтобы не портить себе жизнь. Можно долгое время игнорировать нападки, отшучиваться, отмахиваться, или даже спорить, отстаивая свои принципы. Но нужно ли? Ведь чувство дискомфорта никуда не денется. А жить в такой обстановке невозможно.

Хотя многие люди, рассуждая о том, как справляться с вербальной агрессией, дают неплохие рекомендации. Можно использовать такую ключевую фразу: «Это – часть моей жизни. Моё убеждение. Я не буду от этого отказываться». Логичная фраза, вот только не сработает с агрессорами, которые живут по принципу: «Есть только два мнения: моё и неправильное».

Так что по определению вербальная агрессия – то, от чего нужно себя избавлять. Переезжать от проявляющих её родственников, расставаться с партнёром, уходить от несносного босса. Многие назовут такое решение побегом. Но это не всем так. Данное решение – шаг к своему личному комфорту, гармонии и беспроблемному образу жизни без энергетических вампиров.

Защита от психологического насилия

Психологическому давлению проще всего поддаются люди, которые не имеют прочных личностных границ и не умеют отстаивать собственные права. Поэтому, чтобы защититься от психологического насилия, нужно в первую очередь , обозначив для себя свои права и обязанности в каждой из сфер жизни. Далее нужно действовать по ситуации в зависимости от того, какой вид психологического насилия применяет агрессор.

Агрессия — это поведение, которое направляет себя на то, чтобы вызвать негативные последствия для другого человека с намерением причинить ему вред. Агрессия может быть направлена ​​против других, друг против друга или уничтожения. В терминах формы мы различаем физическую и вербальную, прямую и косвенную агрессию. Эти виды переплетаются друг с другом. Прямая агрессия может быть физически — штурмом, избиением, трауром, но также препятствовать достижению человеком цели, такой как вход в дверь — или словесные оскорбления, проклятие, отказ от ответа.

Противостояние любителю покомандовать

Столкнувшись с любителем покомандовать и отдавать приказы, нужно задать себе два вопроса: «Обязан ли я выполнять приказы этого человека?» и «Что случится, если я не сделаю того, что он требует?». Если ответы на эти вопросы будут «Нет» и «Ничего плохого для меня», то самопровозглашенного командира нужно поставить на место примерно такой фразой: «Почему ты указываешь, что мне делать? Выполнение твоих приказов не входит в мои обязанности». Далее приказы и команды следует попросту игнорировать.

При косвенной физической агрессии агрессивное поведение переносится на прокси-объекты, которые каким-то образом связаны с жертвой, например, свойство — уничтожение имущества. Косвенная словесная агрессия — это распространение клеветы, или кто-то не вмешивается. Все это считается агрессией.

Агрессия может быть аффективной. Он полон эмоций, в основном развивающихся на основе провокаций или колебаний, и один действует импульсивно и не думает о последствиях. Например, руководитель критикует своего подчиненного за плохую работу. Он сначала берет верх, но когда он выходит из кабинета своего начальника, он не может преодолеть эмоции, и в ярости он начинает ругать его и оскорблять его, не понимая, что он может услышать его и нарисовать последствия.

Практический пример:

Сотрудники А и Б работают в одном кабинете на одинаковых должностях. Сотрудник А регулярно перекладывает на сотрудника Б часть своих обязанностей, не оказывая взамен никаких встречных услуг. В этом случае противостояние агрессору будет выглядеть следующем образом:

А: Ты как раз распечатываешь что-то, ну распечатай и мой отчет, а затем положи его в папку и отнеси в бухгалтерию.

С другой стороны, инструментальная агрессия нацелена. Цель состоит в том, чтобы обогатить себя, получить что-то ценное для данного человека. В отличие от аффективной агрессии, она гораздо более спланирована и осознана. Цель — не сама агрессия, а как следствие. Человек ворвался в странный дом, чтобы украсть все, что не прибито, и он получает деньги. Он узнал, что в то время все жители дома исчезли, но вдруг кто-то из семьи вернется домой раньше, чем он, потому что он поступил неправильно и стал бы нежелательным свидетелем.

Когда вор замечает его, он должен действовать и избавиться от него, иначе он будет в тюрьме. Что заставляет другого человека быть вторичным средством достижения своей цели, то есть денег в этом случае. В случае издевательств агрессия сама по себе является целью и планомерно и полностью осознана. Это похоже на инструментальную агрессию, но в этом случае агрессия не является прибылью. Издевательства часто говорят в связи со школьным колледжем, когда один из учеников унижает другого или даже физически нападает на него.

Б: Разве я работаю здесь на должности твоего секретаря? В мои служебные обязанности не входит распечатка твоих документов и доставка их куда бы то ни было. У меня много работы, так что займись своим отчетом сам, и не отвлекай меня от дел, пожалуйста.

Защита от вербальной агрессии

Цель – заставить жертву смутиться, огорчиться, испытать стресс, начать оправдываться и др. Поэтому лучшая защита от вербальной агрессии – не оправдать ожиданий агрессора и прореагировать совсем не так, как он рассчитывает: пошутить, остаться равнодушным или пожалеть обидчика. Также эффективным способом защиты от такого психологического насилия является разработанный известным психологом М. Литваком метод «психологическое айкидо». Суть этого метода заключается в применении в любых конфликтных ситуациях амортизации – сглаживания конфликта путем соглашения со всеми утверждениями агрессора (как психиатр соглашается со всем, что ему рассказывает пациент).

Разумеется, чтобы уменьшить агрессию, это не помогает разозлить других. Ни миф о том, что, если кто-то расстроен, он должен сердиться на сумку для бокса, это неправда. Эта деятельность не снимает напряжение, но активизирует активацию, поощряет агрессию и успокаивает ее дольше. Алкоголь также не способ справиться с агрессией. Это может помочь подавить гнев на некоторое время, но он не может позволить ему исчезнуть или помочь ему справиться с этим.

Агреси следует преобразовать в какую-то другую форму. Например, он может проявлять творческую активность или физическую активность. Важно не быть агрессивным. Однако в случае чрезмерной агрессии всегда необходимо обратиться за консультацией к специалисту в форме терапии или некоторой поддерживающей терапевтической группы.

Практический пример:

Муж обзывает и пытается унизить жену каждый раз, когда у него плохое настроение. Защита от психологического насилия в таком случае может быть следующей:

М: Ты вообще ничего не умеешь! Ты отвратительная хозяйка, даже убирать в доме нормально не можешь, вон там под диваном перышко валяется!

Ж: Да, я такая неумеха, тебе со мной так тяжело! Наверняка ты умеешь делать уборку лучше, чем я, поэтому я буду благодарна, если в следующий раз ты поможешь мне убрать в доме.

Это включает в себя обучение из другого региона, например психотерапия, психология, педагогика, социальные услуги. Это наши собственные семинары. . Образовательный блок, содержащий как теоретические, так и практические, с акцентом на контексте и тестирования практических навыков, как правило, предоставляется в пределах 8-16 уроков для 6-20 участников.

Введение в индивидуальное планирование — 8 часов. Для всех, кто заинтересован в индивидуальном планировании самостоятельно и получении неоценимого опыта в том, как делать свои собственные пожелания и личные цели. Этот редкий опыт подходит для всех, кто активно и пассивно занимается планированием ухода в социальных службах. Как достичь своей цели? Как определить личные цели и процесс их именования и определения? Как составить индивидуальный план и план ухода, как планировать отдельные шаги? Как подготовиться к оценке достижения цели и отражению всего процесса и шагов?

Противостояние игнорированию

Важно помнить, что намеренное игнорирование – это всегда манипуляция, поэтому поддаваться давлению манипулятора и пытаться задобрить его, чтобы он сменил гнев на милость, не следует. Человеку, склонному постоянно обижаться и «включать игнор» в ответ на любые не устраивающие его действия, нужно дать понять, что играть в молчанку – его право, но своим поведением он ничего не добьется.

Как найти баланс между реальной индивидуальной работой с клиентом или эффективным планированием ухода и стандартом 5 по индивидуальному планированию? Если вы заинтересованы в надзоре за социальными услугами или планируете ввести или изменить контроль в команде или организации, то этот курс для вас.

Формы надзора, договора, договора, правил, целей надзора, атмосферы, безопасности. Как контроль часто контролируется контролем или контролем? Роль и ответственность надзора и надзора. Условия для надзора и использования надзора за развитием организации.

Практический пример:

Две сестры проживают в одной квартире отдельно от родителей. Младшая сестра (М) с детства привыкла манипулировать старшей сестрой (С). В случаях, когда М что-то не нравится, она начинает нарочно игнорировать С и утраивать ей бойкот. Противостояние психологическому давлению в подобных случаях следующее:

Предотвращение синдрома стресса и выгорания — 16 часов. Вы попытаетесь справиться со стрессом, как справиться со стрессом вашей работы или жизненных событий. Конечно, некоторые варианты активного сопротивления давления и тяжести, таким образом, практическое руководство о том, как справляться со стрессом и предотвратить выгорание или сушки.

Возможность проверить методы управления стрессом и получить опыт работы в ситуациях, которые приводят к напряженности и последующему постепенному самоуничтожению. Варианты восстановления энергии. Что такое стресс и его связь с синдромом выгорания? Это способ выполнения или не выполнения наших основных потребностей в развитии и того, как это связано со стрессом. Диагностика стресса, его проявления и то, как мы его узнаем. Возможные последствия для здоровья, психосоматические симптомы, синдром выгорания и сушка жизненной энергии.

С: Я через неделю уезжаю в командировку на два месяца.

С: Эта командировка важна для моей карьеры. А с тобой ничего не случится за эти два месяца. Ты не маленький ребенок – найдешь, чем себя развлечь.

М: Так значит? Тогда ты мне больше не сестра и я с тобой не разговариваю!

Противостояние психологическому давлению на чувство долга или вины

Прочные личностные границы являются надежной защитой от давления на чувства вины и долга. Зная границы своих прав и обязанностей, человек всегда сможет определить, а что не входит в его обязанности. И если человек замечает, что его границы нарушают, ему следует прямо сообщить агрессору о пределах своей ответственности и обязанностей и дать понять, что манипуляция не удалась.

Биологическая мотивация и использование ресурсов. Психогигиена, расслабление, техника обработки. Использование вегетативной нервной системы. Курс основан на методологии эффективного управления стрессом. Агрессия и самооборона — 16 часов. Семинар познакомит Вас: агрессивное поведение в психологических и медицинских услуг, общения в гневе, как бороться с лично направленной вербальной агрессии, физической агрессии, управления общими принципами самообороны, как мы будем действовать после того, как конфликт.

Основной подход к агрессии и общий принцип самообороны. Планируйте предотвратить агрессию в социальных службах как часть планирования обслуживания. Подготовка защиты от словесной агрессии и общения в сердитом настроении. Управление физической агрессией, основным пониманием, способами и оценкой вмешательства. Как мы действуем во время и после конфликта. И их собственный гнев.

Практический пример:

Одинокая мать (М) пытается запретить взрослой дочери уезжать работать в другой город, давя на ее чувство долга. Отпор в этом случае может быть таким:

М: Как ты можешь оставить меня одну? Я тебя вырастила, воспитала, а ты теперь хочешь уехать? Дети должны быть опорой для родителей в старости, а ты меня бросаешь!

Определение курса особенно для всех вы сталкиваетесь в своей агрессии на рабочем месте со стороны клиентов и заинтересованы, чтобы попробовать методы управления агрессией и получить опыт о том, как действовать в подобных ситуациях. Основы агрессии, признания агрессивного поведения и превентивных процедур агрессии и стрессовых ситуаций. Получение теоретических и практических знаний об агрессивности, методах защиты и их использовании на практике.

Знакомство с семьей — Психомоторный подход Песо Бойдена — 8 часов. Психомоторная и эмоциональная зрелость способствует качеству и удовлетворению в жизни и оказывает всестороннее влияние на развитие детей, может быть защитным фактором и фактором риска на всех этапах человеческого роста. Результаты обучения курса. Целью будет основное знакомство с существующей теоретической базой, текущими научными знаниями, смыслом и расстройствами, связанными с эмоциональной незрелостью и развитием психомоторного развития.

Д: Я тебя не бросаю — я буду тебе звонить, приезжать в гости и помогать тебе деньгами. Или ты хочешь, чтобы я потеряла возможность устроиться на высокооплачиваемую работу и не смогла исполнить свои мечты?

М: Что ты такое говоришь? Конечно, я хочу тебе добра, но мне без тебя будет плохо!

Д: Мама, ты — взрослый человек, и я верю, что ты сможешь найти себе много интересных занятий. Я обещаю, что буду регулярно тебе звонить и часто навещать тебя.

Семинар посвящен выявлению сигналов риска и выяснению отношений с рискованным поведением, обмену опытом, возможностям вмешательств и пониманию поведения риска в раннем детстве, половой зрелости, взрослости и старости и его размышлений о психическом здоровье во взрослой жизни. Часть этого будет возможностью узнать больше друг о друге, их корнях и контексте влияния семейного контекста на историю, настоящее и будущее человека.

Семинар подходит тем, кто хочет: ознакомьтесь с интегративной концепцией психомоторного подхода и его использованием в клинической медицине или социальной практике, помогая профессиям, врачам, воспитателям, родителям, педагогам и понимая поведение детей в контексте развития психомоторного развития.

Противостояние запугиванию

Слыша от знакомого, родственника или коллеги фразы со смыслом «если ты не сделаешь чего-либо, то в твоей жизни случится несчастье» или «если ты не изменишь свое поведение, то я сделаю что-то плохое для тебя», нужно задать себе вопрос, реальна ли угроза. В случае, когда запугивание или угрозы не имеют под собой реальных оснований, шантажисту можно предложить воплотить его угрозу в жизнь прямо сейчас. Если же Вашей жизни, здоровью или благополучию и Вы уверены, что он может выполнить угрозу, то лучше всего записать его слова на диктофон или видеокамеру и затем обратиться в полицию.

Набор обучения, содержащий как теоретическую, так и практическую часть, подчеркивая контекст и пробуя практические навыки. По возможности, в контексте вашей целевой аудитории. Обозначение курса предназначено для работников, которые работают с семьей в любом контексте и которые заинтересованы в обмене опытом.

Выпускник узнает, как распознавать и понимать проблемные ситуации в семье, с соответствующей коммуникацией или стратегией при работе с отдельными членами семьи. Выпускник расширит свои навыки в планировании и возможной реабилитации семьи, познакомится с тем, как поддерживать отдельных членов семьи, а также семью в целом. Выпускник будет знаком с тем, насколько чувствительной и ласковой является семья как организм. И как найти возможный общий язык для работы с каждым отдельным членом семьи, как индивидуально, так и как часть семейной системы.

Практический пример:

Сотрудник А не выполнил свою часть обязанностей по проекту и пытается путем запугивания заставить сотрудника В сделать его работу. Противостоять давлению в подобных случаях можно так:

А: Почему ты собираешься уходить, если работа над проектом еще не закончена? Если мы не закончим сегодня, начальник тебя уволит. Ты хочешь остаться без работы?

В: Я свою часть работы сделал. Я не думаю, что меня уволят за то, что я не делаю твою работу.

А: Начальнику без разницы, кто что делает. Ему нужен результат. Поэтому помогай мне, если не хочешь, чтобы тебя выгнали.

В: Ты думаешь? А зачем ждать до завтра? Давай пойдем к начальнику прямо сейчас и попросим его уволить меня за то, что я отказываюсь выполнять твою часть обязанностей.

Многие люди осознают, что против них используют приемы психологического насилия, однако не отваживаются давать отпор из-за страха испортить отношения с тем, кто любит командовать, манипулировать или оскорблять. В таких случаях нужно решить для себя, чем именно ценны такие отношения и не лучше ли вообще не общаться с агрессивным человеком, чем регулярно терпеть его оскорбления и поступать в ущерб себе, поддаваясь его шантажу и манипуляциям.

Вербальная агрессия – это высказывания или интонационные составляющие высказываний, которые служат для причинения душевной боли или направлены вызвать негативные переживания другого человека или живого существа.

Н. С. Якимова обращает внимание, что высказывания становятся агрессивными только в тех случаях, когда вызывают обратное равноценное действие. Иначе, даже самые ужасные в общепринятой практике словоформы воспринимаются как адекватные и не травмируют. Но, это не всегда так. Дело в том, что вербальная агрессия часто направлена на тех существ или людей, которые не могут в полной мере ответить на такой акт. Например, кричащий на ребёнка родитель, по сути, совершает акт насилия. Но не всегда наблюдается такая же ответная реакция. Чаще всего ребёнок просто плачет. А в случае с руководителем, подчинённый вообще вынужден молча «глотать» всю агрессию. То есть правильнее говорить не об обратном действии, а об обратном реагировании. И неважно, в чём это реагирование проявляется. Главное, чтобы это вызывало переживание или волнение. Это называется «принципом обоюдности».

Стоит так же отделить вербальную агрессию от феномена языкового насилия. Дело в том, что языковое насилие не имеет определённой жертвы, а направляет высказывание на широкий, чётко необозначенный круг лиц. Например, лиц еврейской или цыганской национальности. Даже шутки про блондинок или чукчей можно отнести к одной из форм языкового насилия. Вербальная агрессия всегда предметна и чётко направлена на отстаивания своих позиций или точки зрения перед конкретным лицом.

Причинами агрессивного вербального поведения могут быть:

Однако, во всех случаях на первый план выступает мотив поведения. А определяющим мотивом является именно стремление нанести внутренний ущерб собеседнику. Это выражается и в смыслообразующем замысле, а не только в оформлении речи. Ведь можно припомнить, например, содержащее большое количество нецензурной брани общение определённых личностей. Но, при этом эта самая брань и транслируется, и воспринимается как слова-вставки и не вызывают оскорбительных ощущений. Потому что, в этом случае, нет определяющего мотива и преднамеренных действий в виде нанесения обиды.

Детская ярость

Проблема вербальной агрессии у детей является очень актуальной. Ведь ребёнок на протяжении всего детства меняет своё отношение практически ко всему происходящему вокруг, постоянно общается с родителями и сверстниками.

В это время формируется их характер и личностные особенности. Ребёнок учится устанавливать контакт, сдерживать свои эмоции, расставлять приоритеты, нести ответственность за сказанное. Очень много задач для малыша. Многие «психуют», не понимая, почему о них начинают так многого хотеть и зачем им вообще что-то делать.

Хотя это уже более сложные понятия. Самые простые и примитивные проявления вербальной агрессии – это дразнилки и оскорбления сверстников.

А вот нападки детей другого характера рассматриваются психологами, как попытка защитить своё «Я». Или же как стремление к активному контакту с окружающими и отрицанию групповых норм, ценностей и правил.

Как бы там ни было, в психологии эта вербальная агрессия рассматривается, как норма. В среднем, 50% детей склонны к её проявлению. Чаще всего – из-за воспитания или негативного микроклимата в семье. Но нередко и дети хороших родителей становятся агрессорами. В любом случае нужно уделять раннему воспитанию детей в культурной среде много внимания, обучая их традициям и добру.

Агрессия детей и подростков

Очень часто агрессивное поведение демонстрируют дети и подростки.

Это связано со становлением личности, желанием утвердиться, заработать авторитет среди сверстников.

Маленький ребенок первоначально проявляет агрессию как выражение своего негодования и эмоций. При этом он оценивает результат такого поведения.

Если ему удалось достичь поставленной цели единожды, он будет демонстрировать такое поведение постоянно для получения игрушки, мороженого и т. д.

В младшем возрасте дети выражают агрессию криками, плачем, истериками. Школьники уже умеют контролировать свое поведение, поэтому их действия целенаправленны.

Ребенок обзывается, подшучивает над сверстниками. Девочки обычно сплетничают, присваивают прозвища другим. Такие дети обычно имеют низкую самооценку и плохие отношения с родителями.

Подростки действуют более изощренно: оскорбляют, унижают, заставляют подчиняться. Нередко они доводят жертву до суицида.

Основными провоцирующими факторами агрессивного общения детей являются:

  1. Отношения в семье. Дети наблюдают насилие среди родных, подражают родителям. Нередко агрессивными становятся дети, которые сами подвергаются унижению со стороны старших родственников.
  2. Особенности нервной системы. Если ребенок имеет какие-то неврологические заболевания, он плохо переносит нагрузку, не могут противостоять психологическому дискомфорту.
  3. Внешние воздействия. Приступ агрессии может быть вызван плохой оценкой, замечанием учителя, усталостью, сильной учебной нагрузкой.

У подростков

Из детства – в юность. Все мы проходили этот путь. И каждый знает, насколько часто проявляется вербальная агрессия у подростков.

Каковы причины? Психологи пришли к выводу, что это – комплексное личностное образование, причинами которого могут быть как психологические, так и социологические факторы. Самые популярные – это нарушения в эмоциональной, нравственной и волевой сферах, дезинтеграция семьи, неправильное воспитание (слишком строгое или чересчур безразличное).

Но чаще всего их вербальная агрессия – лишь форма протеста против непонимания взрослых. Особенно ярко она проявляется у подростков с повышенной возбудимостью, вспыльчивостью и раздражительностью. И явное выражение всего перечисленного – это отражение дисгармонии внутриличностного развития подростка и его социального неблагополучия.

Особенности проявления агрессии у женщин

Принято считать, что женская агрессия – это самозащита. Однако сильная раздражительность у женщин далеко не всегда бывает связана с потребностью защитить себя. Агрессивность у женщин редко сочетается с физическим насилием, чаще всего она реализуется вербально, в виде криков, ругани, споров. Приступы агрессии у женщин и девушек могут быть спровоцированы следующими причинами:

  • Слабые характер и воля, нечуткость и отсутствие способностей к адаптации
  • Слишком быстрый ритм жизни, большое количество обязанностей, неприятности в личной жизни
  • Сложности, сопутствующие беременным женщинам в связи с их потенциально незащищенным состоянием, сложные роды, послеродовая депрессия
  • Гормональные изменения, сопровождающие наступление старости,способствуют повышению психоэмоционального напряжения, которое у пожилых женщин легко может преобразоваться в агрессивность

Так в чём же смысл?

Вербальная агрессия – явление непонятное для многих позитивно настроенных людей. Конечно, многим из нас свойственны иногда вспышки гнева, когда день не задался. Но каковы причины постоянной агрессии? Их несколько. Люди, которым она свойственна, обычно:

  1. Не могут другим образом сохранить свою индивидуальность, выделиться.
  2. Пытаются так доказать правоту.
  3. Повышают этим самооценку, утверждаясь за счёт слабости других.
  4. Привлекают к себе внимание.
  5. Утоляют жажду власти.
  6. Пытаются сделать себе авторитет, унижая остальных.
  7. Просто не знают, как по-другому сохранить контроль над ситуацией.

Это краткий перечень причин. Как бы то ни было, агрессия (вербальная и физическая) – это одно из самых худших социальных явлений. Она рушит всё. Поэтому одним необходимо отучать себя от её проявления, а другим – ограждать себя от такого.

Суть понятия

Агрессией называется деструктивное поведение, которое направлено на причинение моральной или физической боли другим людям.

Подобное поведение противоречит существующим нормам и правилам, а иногда и нарушает действующее законодательство.

Существует несколько способов проявления агрессии. Один из таких — вербальный, то есть выраженный при помощи слов. Достижение цели происходит с помощью сквернословия, грубые громкие высказывания, оскорбления, обвинения.

По мнению психологов, вербальную агрессию часто проявляют слабые духовно люди от бессилия, плохого воспитания и недостатков знаний в сфере коммуникации.

Разновидностью вербальной агрессии является вербальное насилие. Это уже метод контроля другого человека словесными способами.

Обычно встречается в отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, начальником и подчиненным. Особенность насилия в невозможности второй стороны ответить обидчику.

Следует дифференцировать вербальное и языковое насилие. Последнее направлено на определенный класс людей, например представителей какой-то национальности, возраста и т. д.

Вербальное насилие имеет конкретную жертву.

Крайним проявлением агрессии выступает вербальное унижение.

Оно представлено поведением индивида, направленным на падение у оппонента чувства собственного достоинства, а также падение его репутации в глазах других людей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]