Нарушения звукопроизношения учебно-методический материал по логопедии на тему


Медицинская информация достоверна Проверял Еремин Алексей Валентинович

Острое психотическое расстройство относится к группе преходящих психозов. Для них характерны проявления в виде бреда, аффективных отклонений, дезорганизации мышления, галлюцинаций, нарушений настроения и других симптомов. Начинаются оно внезапно, продромальный период отсутствует. Восстановление происходит через несколько дней или месяцев. Данное патологическое состояние чаще всего наблюдаются у женщин, что отличает его от шизофрении, при ней вероятность ее появления не зависит от половой принадлежности.

Причины острого психотического расстройства

Основной причиной развития острого психотического расстройства является сильная психотравма, то есть ситуация, которая воспринимается человеком как выраженный стресс:

  • гибель близкого человека;
  • развод;
  • потеря работы;
  • автокатастрофа;
  • пребывание в зоне военных действий;
  • физическое или психическое насилие;
  • долгое пребывание в психически агрессивной среде;
  • потеря денег;
  • экономические затруднения.

Провоцирующими факторами, способствующими появлению острой психотической реакции, могут быть:

  • наследственная предрасположенность;
  • сильное переутомление;
  • недосыпание;
  • злоупотребление алкоголем;
  • прием наркотиков.

Чаще всего острое психотическое расстройство наблюдается у определенного вида людей. Обычно это впечатлительные особы, которые склонны воспринимать трудности близко к сердцу, или лица с высоким уровнем страхов, тревожности. В некоторых случаях причиной развития болезни могут стать и сильные положительные эмоции.

Диагностика и разновидности

Согласно международной классификации острое психотическое расстройство ставится на основании следующих признаков:

  • внезапное начало с галлюцинациями, бредовыми идеями, бессвязной речи;
  • несоответствие критериям депрессивного эпизода или мании;
  • помрачение сознания, не связанное с органическими нарушениями;
  • исключение возможных заболеваний головного мозга, тяжелых расстройств метаболизма;
  • отсутствие связи между приступом и приемом психоактивного вещества;
  • наличие связи между стрессовой ситуацией, которая имела место не ранее двух недель перед развитием клинической симптоматики острого психоза.

В зависимости от особенностей проявления выделяют такие виды острого психотического расстройства:

  • полиморфное с признаками шизофрении;
  • полиморфное без признаков шизофрении;
  • шизофреноподобное (с шизофренической реакцией, острой формой шизофрении, шизофреноморфное);
  • другие виды бредового характера (в том числе параноидные психогенные отклонения);
  • прочие формы;
  • неуточненное расстройство или реактивный психоз.

Симптоматика острого психотического расстройства довольно многообразна, и часто она может симулировать другие психические отклонения – маниакально-депрессивный синдром, шизоаффективные нарушения, депрессивный эпизод. Но эти заболевания предваряются продромальным периодом и требуют длительного лечения. А при остром процессе симптоматика нарастает быстро, и быстро купируется с помощью медикаментов.

Острое полиморфное психотическое расстройство

Острое полиморфное психотическое расстройство без признаков шизофрении чаще всего проявляется в виде бреда, где основной темой выступает собственное величие, или виновности, наличия тяжелого заболевания, преследование. Галлюцинации и бредовые идеи сменяют друг друга каждый день и час.

Отмечается также постоянная смена аффектов, настроение может быть приподнятое, а через некоторое время оно сменяется сильной депрессией. Симптоматика при таком нарушении очень вариабельна и изменчива во времени. Мышление и физическая активность может затормаживаться и ускоряться. Часто наблюдается тревожность, растерянность, отсутствие внимания. Отличительными чертами полиморфного расстройства являются:

  • постоянная смена интенсивности проявления и характера галлюцинаций, бредовых идей, настроения;
  • внезапность развития симптомов;
  • отсутствие критерий, характерных для других психических отклонений.

Острое полиморфное расстройство психики с симптомами шизофрении считается более тяжелой формой нарушения, она может перейти в шизофрению, и обычно сопровождается такими признаками:

  • бред воздействия на больного сторонних сил;
  • уверенность в своих сверхспособностях;
  • убеждение в чтении его мыслей, навязывание их извне;
  • галлюцинации с голосами, которые оценивают его поступки, переговариваются между собой, смеются над ним (синдром Кандинского-Клерамбо);
  • другие психотические проявления и аффективные расстройства.

Данные симптомы не всегда говорят о том, что у человека развилась шизофрения. Если своевременно начать оказание помощи можно избежать тяжелого психического отклонения. В противном случае у больного состояние ухудшается, постепенно формируется шизофренический дефект личности. Таким образом, острое расстройство данного типа ставится на основании следующих признаков:

  • быстрое развитие клиники и резкое начало;
  • типичные изменения, характерные для шизофрении, которые продолжаются менее месяца;
  • постоянно сменяющие друг друга психотические и аффективные расстройства (гнев, эйфория, тревога).

Симптомы психоза шизофреноподобного типа

При шизофреноподобном психическом расстройстве симптомы не настолько изменчивы, как в вышеописанном варианте. К ним относятся:

  • бред различного характера;
  • бредовые идеи;
  • «эхо-мысли» и их якобы открытость;
  • галлюцинации (слуховые, зрительные);
  • прерывистость речи, странные неологизмы;
  • кататония (застывание, возбуждение, ступор, «восковая гибкость» конечностей и тела);
  • апатия, маловыразительность эмоций.

Главным отличием такого психоза от шизофрении будет его продолжительность до одного месяца. Если бредовая картина, галлюцинации и другие вышеперечисленные признаки сохранены более месяца, то ставится диагноз «шизофрения», исключив при этом органическое поражение мозговых клеток и употребление ПАВ.

Шизофреноподобное острое психотическое расстройство

Шизофреноморфное острое расстройство сопровождается синромом Кандинского-Клерамбо, бредовыми идеями и галлюцинациями. Обычно у больного наблюдается спутанность сознания, или пребывание в состоянии аффекта. В первом случае человек не понимает кто он такой, где находится и в каком времени. Второй вариант сопровождается гневливостью, сильным страхом, тревогой, у некоторых наблюдается состояние экстаза и эйфория.

Развивается острое шизофреноподобное психотическое расстройство очень быстро. В некоторых случаях у человека проявляется дезорганизация речи, она отличается разорванностью и лишена смысла. Иногда у него наблюдается кататония – застывание на длительное время в одной позе, или двигательное возбуждение.

При этом отклонении отмечается типичная симптоматика, характерная для шизофрении. Но главное отличие этого расстройства от других острых психозов заключается в том, что аффективные и психотические признаки не сменяются, а имеют устойчивый характер. Таким образом, при шизофреноподобном приступе есть ряд проявлений, позволяющих определить данное отклонение:

  • быстрое начало и развитие клинической картины заболевания;
  • типичная для шизофрении симптоматика;
  • стабильность аффективных и психотических нарушений.

Другие острые психотические расстройства

Острое психотическое расстройство другого типа выставляется в качестве диагноза в том случае, когда у человека наблюдается бред и галлюцинации, но при этом отсутствуют другие признаки шизофрении. Параноидный психоз относится к тяжелым нарушениям, и сопровождается несистематизированными бредовыми идеями. Чаще всего человек убежден в том, что его преследуют и хотят причинить ему вред или убить. Из аффективных нарушений наблюдается тревога, страх, сильное возбуждение.

При реактивной форме острого психотического расстройства наблюдается шоковое состояние, и полная потеря больного во времени и пространстве. Причиной становится сильная психотравма. Данный тип психоза может быть двух разновидностей – по гипоктинетическому и гиперкинетическому типу. В первом случае преобладает ступор, полное оцепенение, сопровождаемое выраженной тревожностью и страхом. Во втором – наблюдаются хаотические движения и сильное возбуждение.

Виды

Нарушение звукопроизношение – это распространенный недуг, разделяющийся на несколько отдельных форм. В таблице ниже все они описаны.

Классификация картавости Особенности
ОрганическаяХарактеризуется врожденной и приобретенной структурой дефекта аппарата артикуляции при адекватной регуляции наивысшей деятельностью нервной системы.
ФункциональнаяЭто приобретенный недуг, формирующийся в случаях, когда морфологическая патология нервной системы и органов речевого аппарата исключена. Выделяют два ее типа: моторный и сенсорный. Первая характеризуется нейромолекулярным сдвигом в центре произношения, когда губы, язык и щеки двигаются с некоторым затруднением. Сенсорная проявляется из-за потрясения в теменной области, отвечающую за воспроизведение звуков.

ФизиологическаяЭту форму еще называют транзиторной, и она проявляется у большей части человечества, самостоятельно легко проходит у детей до 5 лет.
МономорфнаяЭто одно из простейших нарушений произношения отдельных звуков, например, только свистящих.
ПолиморфноеЭто одна из сложных форм недуга, когда человек не может произносить правильно более 4-х звуков и все они могут быть из отдельных звуковых групп.

Дислалия – это недуг пассивного и активного орального речевого аппарата, в состав которого входят губы, язык, зубы, щеки, небо. Но нарушения произношения звуков также могут происходить вследствие структурных и функциональных заболеваний.

Именно поэтому дислалия бывает:

  • артикулярно-фонетической;
  • акустико-фонематической;
  • артикулярно-фонематической.

Также данный недуг в логопедии классифицируется по фонетическому типу и зависит от проблемного звукопроизношения:

  1. Сигматизм – это чаще встречающаяся форма, когда у человека есть проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков.
  2. Нарушение в произношении сонорных звуков. Существует 4 отдельные формы: ламбдаизм, праламбдаизм, ротацизм, параротацизм. Первая форма характеризуется сложностью с произношением звука «л» и «ль», а ротацизм – звуком «р».
  3. Нарушения при произношении заднеязычных звуков, таких как «к», «кь», «г» и «гь» и других.
  4. Йоттацизм характеризуется нарушениями в произношении букв, содержащих звук «й», «я», «ю».
  5. Дефект звонкости, когда человек заменяет звонкие согласные звуки глухими и наоборот.
  6. Дефект мягкости, когда происходит неосознанная замена мягких согласных твердыми и наоборот.

Кроме видов и форм специалисты нарушения произношения звуков делят на несколько уровней:

  1. Это когда ребенок полностью не умеет произносить звуки. У ребенка не получается самостоятельно произнести звук во фразовой речи, в отдельных словах, изолировано.
  2. Ребенок может изолировано правильно произнести звук в словах и даже при повторении фраз, но может искажать или пропускать в совах и фразах.
  3. Ребенок произносит звук изолировано, но смешивает его с другим близким по артикуляции или звучанию.

Очень важно точно установить уровень заболевания, ведь именно от этого зависит характер дальнейшей работы специалиста: ставить звук – первый уровень, автоматизировать – второй уровень, проводить дифференциацию с другим звуком – третий уровень.

Острое психотическое расстройство лечение в Москве препаратами

Наиболее благоприятным прогнозом считается полиморфное психотическое возбуждение, при котором не наблюдаются признаки шизофрении. В некоторых случаях оно может проходить самостоятельно. Но любая форма острого психоза требует госпитализации, так как симптоматика нарушений сильно напоминает другие отклонения, и для установления правильного диагноза необходимо длительный мониторинг состояния пациента во время лечения, не менее месяца. Психиатрическая клиника доктора Исаева позволяет проводить круглосуточное наблюдение и обеспечивает комфортные условия для пребывания больного в стационаре. Если симптоматика на фоне приема антипсихотиков только усиливается, то в этом случае констатируется шизофрения или шизоаффективное расстройство.

Лечение острого психотического расстройства в Москве должно быть комплексным. Для этого используется медикаментозная терапия и реабилитация. Занимается данной патологией врач психиатр. При слабой выраженности отклонений оказание помощи начинается с применения нейрометаболитов, обычно назначаются:

  • ноотропы для восстановления работы клеток мозга;
  • витамины группы B;
  • аминокислоты.

Легкая степень дисфункции может купироваться с помощью этих средств в совокупности с психотерапией. Но чаще всего приходится прибегать к устранению симптомов острого психоза с назначением нейролептиков, они успешно помогают справиться с бредовыми идеями и галлюцинациями любого типа. После выхода из стационара человека переводят на препараты с пролонгированным действием. При выборе средства специалист руководствует следующими принципами:

  • длительность нарушения;
  • особенности проявления;
  • виды антипсихотиков, применявшихся ранее;
  • непереносимость и резистентность к лекарственным средствам.

В качестве дополнительной терапии при острых психотических расстройствах, в зависимости от особенностей их проявления, используются такие группы лекарственных средств:

  • нормотимики – повышают настроение;
  • транквилизаторы – успокаивают и снижают тревожность;
  • антидепрессанты – помогают в лечении депрессии и предупреждают суицидальные попытки;
  • малые нейролептики – используются у людей пожилого возраста и лиц с нарушением функции почек и печени, помогают нормализовать поведение.

Лечение острого психотического расстройства в Москве в клинике доктора Исаева продолжается до появления положительной динамики. Она определяется по таким критериям:

  • отсутствие психотических отклонений;
  • готовность к переводу на амбулаторное лечение;
  • понимание пациента своей проблемы и желание полного выздоровления;
  • отсутствие его сопротивления лечению;
  • оценка психического состояния по шкале BPRS составляет не более 35-40 баллов.

Без использования грамотной терапии многие формы острых психозов переходят в более тяжелые психические нарушения. Чтобы не проходить потом лечение шизофрении, шизоаффективного и маниакально-депрессивного психоза необходимо четко следовать рекомендациям лечащего врача. Тогда приступ, как правило, наблюдается как однократный эпизод, и человек возвращается к нормальной жизни.

Лечение острого психотического расстройства: психотерапия

Кроме медикаментозных методов при лечении используют психотерапию и методы социальной реабилитации. Такая помощь больному строится по такой схеме:

  • определение личностной проблемы больного;
  • выяснение его отношения к своему заболеванию;
  • нахождение оптимально эффективного способа терапии;
  • планирование стратегии работы;
  • устранение реакции человека на болезнь (чувство вины, стыда, безнадежности и проч.);
  • формирование правильного отношения к проблеме и лечению;
  • обучение навыкам самостоятельного выявления обострения;
  • восстановление всех возможных личностных ресурсов, в том числе – навыков, знаний, взаимодействия с окружающими людьми, умения решать проблемы.

Благодаря правильно подобранным методикам психотерапии пациент сможет:

  • правильно реагировать на стресс;
  • научиться продуктивным способам его преодоления;
  • сформировать коммуникативные навыки;
  • овладеть способами самоконтроля;
  • регулировать свое поведение в общепринятых рамках;
  • без потерь преодолевать трудности;
  • стабилизировать эмоциональное равновесие.

Сложность лечения таких больных заключается в том, что многие не признают своей патологии, не доверяют специалистам, и не хотят налаживать контакт. Часто причиной такого поведения является страх человека перед психиатром. И этот факт крайне негативно сказывается на течении заболевания и прогнозе. Поэтому все силы на первом этапе прикладывают к достижению полного доверия и взаимодействия с пациентом.

Многие не понимают, зачем больному необходима реабилитация, если ему назначили препараты, и состояние стабилизировалось. На самом деле психотерапия играет огромную роль, так как во время пребывания пациента в психозе у него значительно снижается самооценка и происходит нарушение социальных связей, что сказывается на его дальнейшей жизни и может послужить причиной повторного приступа. Для восстановления коммуникаций и нормализации отношений в семье применяется индивидуальная работа, занятия в группах и семейная психотерапия.

В группах собирают пациентов с похожими проблемами. Некоторые из них не признают наличие у себя заболевания, но после занятий начинают видеть отклонения и у себя. Например, один из больных делится своими бредовыми идеями, а другие оценивают их как патологию. Такая терапия также помогает наладить связь с людьми, научиться общению в микросоциуме, реагировать на поведение и высказывания других. Это позволяет успешно восстановить способность человека к коммуникации после выхода из клиники.

Для полного восстановления после острого психотического расстройства также применяют:

  • психообразование;
  • вспомогательную психотерапию;
  • коммуникативные тренинги;
  • арт-терапию;
  • трудовую терапию;
  • когнитивно-поведенческую терапию;
  • гештальт-терапию;
  • психодинамический подход.

У людей с психотическими нарушениями нельзя использовать гипнотическое внушение, телесные практики и холотропное дыхание. Данные методы способны значительно ухудшить состояние человека и даже перевести психоз в тяжелую форму шизофрении.

Полное выздоровление у человека с таким нарушением наступает в течение 3 месяцев, в некоторых случаях удается купировать состояние за несколько дней. После этого человек должен еще на протяжении одного года регулярно посещать врача, или обращаться к нему в случае обнаружения предвестников психоза.

Диагностика

Полиморфная дислалия или нарушение звукопроизношения – это недуг, который следует правильно отличать от других дефектов речи. Чаще родителей беспокоит тот факт, что над их ребенком, который плохо произносит отдельные звуки, будут смеяться сверстники. Именно поэтому они и приходят на прием к логопеду.

Не обязательно причина может быть в дислалии, часто наблюдаются и другие проблемы с речью:

  • дизартрия;

  • фонетико-фонематическое недоразвитие;
  • общее недоразвитие речи.

Поставить точный диагноз и установить в чем же причина неправильного произношения может только логопед.

Он проведет несколько этапов диагностики:

  1. Изначально проверяется фонематический слух и проводятся функциональные пробы. Для этого ребенок должен повторят все слова, произносимые логопедом или рассказывать, что изображено на картинке. Слова и картинки подбираются специально так, чтобы были охвачены все звуки, локализующиеся в начале, середине и конце слов.
  2. Обязательно дополнительно проводятся уточняющие тесты, благодаря которым удается исключить любые другие дефекты речи.
  3. Если случай запущенный, то логопед может потребовать карту ребенка, где описана вся история заболевания. Дополнительно могут потребоваться заключения от узких специалистов: психолога, отоларинголога, невролога.

После проведения всех тестов, логопед составляет план дальнейших занятий с ребенком. План индивидуально подбирается каждому ребенку, ведь стадии болезни и тип могут быть разными. Обязательно определяется в какой же последовательности будет идти исправление произношения звуков.

Часто нарушения произношения звуков могут быть частью других более сложных речевых нарушений, таких как дизартрия, алалия и другие, поэтому важно пройти комплексное обследование и вовремя поставить диагноз, чтобы не допустить осложнений.

Вопросы и ответы

Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства, но он не хочет проходить лечение?

Необходимо поговорить с ним об этом, постараться понять и поддержать. Главное – это выявить, насколько нарушение влияет на его работу, личные отношения и жизнь в социуме. Если эти стороны сильно страдают в результате заболевания, то требуется консультация психиатра и в последующем выполнение его рекомендаций.

Можно ли вылечить расстройство только при помощи препаратов?

Лечение должен назначать врач, при этом он учитывает множество аспектов и особенностей организма каждого больного. В некоторых случаях при легких формах расстройств можно применять только психотерапию. При умеренных нарушениях – комбинированное лечение с применением медикаментозных средств. Тяжелые виды заболевания требуют использования препаратов для нормализации состояния, а психотерапия выступает в качестве дополнительного метода для реабилитации и ресоциализации больного.

Лечебные мероприятия и коррекция речевых нарушений

Лечебные мероприятия включают терапию заболевания, вызвавшего патологию речи, а также коррекционные занятия по исправлению речевого дефекта. При наличии патологии мозга (гипоксии, травм, ДЦП) назначают лекарственные препараты, улучшающие мозговой кровоток. Активно используют ноотропные средства: Пантогам, Кортексин и другие. Если у ребенка речевую функцию тормозит тяжелое хроническое заболевание, то врачи стараются снизить тяжесть болезни, уменьшить частоту рецидивов.

Помимо терапии основной болезни, ребенку назначают регулярные логопедические занятия. Они могут быть групповые или индивидуальные. Групповые занятия позволяют научить пациента слушать и различать ошибки в словах других детей. Занятия проводятся как на дому, так и в школах, детских садах.

Главным направлением в терапии нарушения звукопроизношения считается индивидуальный подход к каждому пациенту. Другим аспектом коррекции является использование компенсаторных возможностей ребенка. Правильный подбор материалов для обучения также имеет большое значение во время занятий. Коррекция направлена не только на исправление речевых дефектов, но и на развитие интеллектуальных способностей детей.

Методы коррекционной работы

СпецифическийДидактический
· Двигательно-кинестетический.
· Слухозрительно-кинестетический.
· Наглядность.
· Словесность (с наглядностью и без).

· Практика (игры).

Двигательно-кинестетическая форма обучения помогает установить связь между работой артикуляционного аппарата и ощущением его. Зрительно-кинестетическая методика позволяет зрительно запомнить как работает функциональный артикуляционный аппарат при произношении того или иного звука, помогая при этом движениями руками. Наглядность подразумевает применение картинок, книг, игрушек во время обучения, чтобы ребенок видел, как выглядит звук или слово. Словесный способ характеризуется использованием загадок, скороговорок, слов, предложений, песенок. Практические методики объединяют обучение и игры. Игровой способ коррекции подразумевает постановки сценок, сказок, использование намеренных ошибок в словах.

Занятия включают упражнения для артикуляционного аппарата, развития лингвистических навыков, тренировку дыхания и громкости голоса. Также логопеды стараются стимулировать речевую функцию мелкой моторикой и тренировкой координации. Активно проводят массажные движения пальцев рук, мимических мышц.

Во время обучения логопед старается автоматизировать звуки в речи ребенка при помощи повторения слогов, слов, предложений, словосочетаний. На занятиях пациент учится правильно ставить речь, пересказывать и представлять прочитанное или услышанное. Детей, умеющих писать, логопед обучает правильности написания слов. При тяжелой дислалии длительность коррекции больше, чем при обычном нарушении звукопроизношения. Сначала обучают пациента различать неправильные звуки на слух, а затем исправляют дефекты. После постановки звуков их применяют в словах, словосочетаниях, стихах, скороговорках.

Своевременная диагностика и коррекция речи помогает восстановить речевую функцию и подготовить ребенка к школе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]