Зрительная память у детей и способы её развития

Знаете, что объединяет Ким Пика, Стивена Уилтшира и Дэниела Таммета? Первый читал страницу текста за 4-5 секунд и запоминал до 98% прочитанного, а к концу жизни практически наизусть знал 12 тыс. книг, помнил карты всех городов и дорог США. Второму нужна непродолжительная вертолетная прогулка над любым городом для того, чтоб нарисовать по памяти его детальный план. Третий – математический синестет, может за неделю выучить совершенно незнакомый язык, производить в уме арифметические операции с числами более чем из 100 знаков, а в 2004 г. установил рекорд Европы, воспроизведя 22514 знаков после запятой числа Пи за 5 часов и 9 минут. Все они – высокоодаренные саванты с феноменальной эйдетической памятью.

Что такое эйдетизм?

Эйдетизм (от древнегреческого εἶδος – образ, внешний вид) – способность памяти человека к запоминанию изображений, звуков или объектов с высокой точностью, которая не приобретается через мнемотехники. Согласно другому определению, эйдетика – способность произвольно вызывать и длительное время удерживать исключительно яркие образы представления, не уступающие, либо превосходящие по своим сенсорным характеристикам наглядные образы.

Иногда такую способность к запоминанию называют фотографической памятью. Но в научных исследованиях и, в частности, в психологии чаще употребляются термины «эйдетизм», «эйдетическая память». Возможно, многие отметят, что понятие «эйдетизм» непривычное и менее известное, чем его синоним «фотографическая память». Но это так лишь благодаря повсеместному употреблению в непрофильной литературе последнего. Л. Сквайр, профессор психиатрии из Калифорнийского университета, Сан-Диего, уверен, что фотографической памяти именно как способности запомнить информацию «сфотографировав» ее, не существует. В результате проведенных им исследований было доказано, что ни один человек, принявший участие в эксперименте, а для этого специально отобрали людей с незаурядной памятью, не может идеально воспроизвести запомнившийся текст задом наперед. «А по фотографии это сделать легко», – резюмирует профессор. Поэтому употребление определения «фотографическая» в психологии неверно.

Ученые утверждают, что большинство людей рождаются со способностями к эйдетической памяти. Особенно это проявляется в раннем детстве (от 2 до 10% детей имеют развитую фотографическую память). В дальнейшем, с развитием мозга и тех его участков, которые отвечают за вербальные навыки, такая способность теряется.

Склонность к эйдетической памяти зависит от ряда факторов, таких как генетика, особенности развития мозга, полученные сильные переживания. Современные ученые, в первую очередь когнитивист М. Мински, скептически настроены в своем отношении к эйдетическим способностям человеческого мозга. И вот почему. Во вступлении к статье мы привели примеры людей с эйдетической памятью, которые будучи одаренными в плане запоминания, имеют отклонения в других отношениях (физиология, способности к социальной адаптации и др.). Физиологический эйдетизм, как говорилось выше, проявляется в раннем возрасте, а со взрослением в качестве конституционального признака он сохраняется лишь у незначительного количества людей. Зачастую это связано с профессиональной деятельностью – эйдетизм чаще встречается у художников и музыкантов. Но среднестатистический человек, при наличии врожденной эйдетической памяти, достичь такого же феноменального уровня, как некоторые саванты, не способен. Сопутствующий миф был развенчан. Так, шахматист и психолог А. де Гроот, который заинтересовался эйдетизмом как явлением, утверждал, что развить способности могут многие. В качестве примера он приводил шахматных гроссмейстеров, способных запоминать множество комбинаций и сценариев развития событий во время партии. Несколько позже его опыт раскритиковали, ведь такой эксперимент не отображает сути всего явления. Более того, он демонстрирует полную несостоятельность при необходимости запоминания и воспроизведения других типов информации. Отчасти этим и объясняется нелюбовь многих методик развития памяти к употреблению понятия «эйдетическая», хотя в качестве синонима его и приводят.

Развитие фотографической памяти

Ирина Кошутина

Развитие фотографической памяти

Развитие фотографической памяти

, В последнее время мы с умилением и удивлением наблюдаем за юными гениями, которые с экранов ТВ покоряют всех своими сверхспособностями в запоминании слов, цифр, предметов.

Любая мама, даже взрослый человек завидуют этим детям.

Все мы мечтаем о том, чтоб легко все запоминать, чтоб хватало одного только взгляда для хорошего запоминания. И для этого есть решение.

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ.

Для того чтобы разгадать секрет фотографической памяти, мы должны понимать, как в принципе работает память каждого из нас.

Наш мозг состоит из 2 полушарий. Наша обычная память — это достояние левого полушария. Естественный механизм такой памяти – научиться забывать, чтобы узнавать новое. На первый взгляд, звучит совсем не логично, но это действительно один из ключевых принципов нашей памяти.

Этот принцип очень часто нас подводит.

В правом полушарии все по другому.

В отличие от обычной памяти фотографическая память фиксирует изображение любой сцены жизни, книжной страницы, лица (любой информации, которую можно воспринять зрительно)

точно так же, как это делает
фотоаппарат
Изображение не меняется с течением времени, а ранние изображения не вытесняются новыми.

Имея развитую фотографическую память, человеку открывается непосредственный доступ к информации, хранящейся в памяти, т. е. он может вспомнить любую информацию из любой книги, которую читал или страницы, которые видел. Каждая страница как бы просматривается на экране в уме, как если бы это был снимок.

Подавляющее большинство людей находятся где-то между и имеют обыкновенную память, и только у единиц развивается фотографическая память.

Дети до 6 лет счастливые обладатели возможности ЛЕГКО овладеть навыками Фотографической памяти. Так как именно в этот период активно правое полушарие. И если не развивать фотографическую память, то с возрастом эти способности значительно ухудшаются.

Новый ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ диктует нам новые требования к нашим детям. Креативность, поиск нестандартных решений. Вот, что ждут от наших детей.

60% информации ребенок должен осваивать сам. Мы, как любящие МОЖЕМ помочь ему в этом.

Развитие фотографической памяти ++ наше Спасение.

Дети, особенно дошкольники, любят играть Через игру,в ненавязчивой форме ребенок с удовольствием будет впитывать все новое. Правое полушарие открыто для знаний.

По словам доктора Макото Шичиды, правое полушарие – это та часть мозга, с помощью которого мы можем воображать и мечтать. Кроме того, правое полушарие может создать мысленные образы на основе информации, полученной от клеток тела, которая является основой для дополнительного чувственного восприятия. Правое полушарие отвечает за способности так называемой фотографической памяти.

Японский профессор Макото Шичида разработал для детей игры на развитие фотографической памяти.

В книгах Шичиды выделяются следующие игры на развитие фотографической памяти:

Мандалы

Цепочка памяти, метод запоминания историй, абсурдные истории

Сетка памяти, клетка памяти

Игры на запоминание образов

Вот некоторые из таких игр

Игра «Угадать, что в коробке»

.

В коробку (кастрюлю, лоток, поднос или т. п. емкость)

поставить три или четыре предмета и накрыть их тканью. На мгновенье ткань удаляется и ребенок запоминает вещи, затем коробка покрывается снова тканью. Попросите ребенка сказать, что было в коробке. Постепенно увеличивайте количество предметов, положенных в коробку. Играйте с ребенком в эту игру до тех пор, когда он сможет запоминать 10 предметов.

Игра «Правильно собери блоки»

Для этой игры понадобятся блоки от конструктора самых простых форм и различных цветов. Для начала лучше использовать одни кубики разных цветов. Положить на полу или на столе два уровня блочной конструкции с тремя кубиками на каждом уровне. Покажите ребенку данную конструкцию, накройте тканью и пусть ребенок с помощью таких же точно кубиков воспроизведет построенную вами конструкцию.Или можно сделать такой вариант: построенную конструкцию разрушить после того как показали ребенку и пусть из этих кубиков он восстановит исходную. При таком варианте необходимы хорошие способности вашей памяти, но если в этом сомневаетесь, чтобы не забыть можно заранее зарисовать какую конструкцию вы хотите построить и затем проверять по этому рисунку правильное восстановление ее ребенком.Сложность данной игры увеличивайте постепенно: вводите в конструкцию блоки разных форм и цветов. В конце концов ребенок сможет запомнить и восстанавливать три уровня с пятью блоками на каждом уровне.

Карточки «Похожие картинки «

Как играть

Возьмите 2 похожие карточки. Одну покажите на несколько секунд ребенку и уберите. Затем достаньте 2 (или больше)

карточки и пусть малыш выберет, какую карточку он только что видел.

Игра «Запомни и выложи узор»

Детям дается готовый образец для просмотра 1мин. Дается установка смотреть внимательно. Затем образец убирается. Дети из готовых форм восстанавливают узор по памяти.

Игра «Угадай что изменилось?»

Детям предлагаются предметы или картинки поставленные или выставленные в ряд. Ребенок смотрит на них 30 сек, затем отворачивается. Предметы, картинки меняются местами. Дети поворачиваются и определяют изменения. Усложнение задания идет за счет увеличения количества предметов,картинок.

Как развить эйдетическую память?

В сети можно встретить множество методик по развитию эйдетической памяти, отдельные из которых даже предлагают гипноз. Способствовать совершенствованию эйдетических навыков призваны и некоторые упражнения из йоги. Свои тренировки памяти и мышления на основе развития эйдетического восприятия предлагают Московская школа эйдетики, Школа быстрого чтения О. А. Андреева.

Ниже мы собрали рекомендации по самостоятельному развитию фотографической (как синонима эйдетической) памяти от популярных проектов WikiHow и Menprovement. Приступая, помните, что эйдетизм в том или ином виде и степени присущ каждому человеку, особенно в детском и подростковом возрасте, однако в самых ярких проявлениях встречается довольно редко. Также, следуя этим методикам, вы не получите феноменальную память, но улучшите свои натуральные способности к запоминанию.

Обзор проблемы

В то время как человек с фотографической памятью будет очень точно вспоминать визуальную информацию, человек с эйдетического памятью не ограничивается визуальными воспоминаниями — в теории, она может вспомнить и другие стороны происшедшего события, включая всю сенсорную информацию: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовой, обонятельные, а также другие образы. Большинство споров о феномене такого вида памяти сходятся на том, что эйдетического память сочетают с фотографической, поскольку дискуссия смещается к обсуждению эйдетических образов (в смысле «изображение»); эйдетическая память по природе своей является визуальной. В конце концов, большую часть информации о мире человек получает через зрительную систему восприятия информации.

Один тип эйдетической памяти мы наблюдаем у детей этот тип характеризуется способностью индивида наблюдать изображение в течение 30 секунд и достаточно подробно воспроизводить и удерживать в памяти оно в течение короткого времени после того, как изображение было убрано с глаз. Такие ейдетисты утверждают, что они «продолжают видеть» перед глазами это изображение так ярко и живо, что это изображение и дальше же находится в них перед глазами.

Как и в случае с другими видами памяти, интенсивность воспоминания зависит от нескольких факторов: длительность и частота воздействия раздражителя, добросовестности наблюдателя, отношением его к объекту исследования и тому подобное. Этот факт резко контрастирует с общим неправильным толкованием термина, мол, он предусматривает постоянство и всеохватность воспоминаний о прошедших событиях или объект наблюдения.

Некоторые люди, имеющие хорошую память, заявляют, что эйдетического память. Однако, есть существенные различия в том, каким образом информация обрабатывается. Люди, имеющие обычный тип памяти, обычно используют мнемонические приемы (таких, как разделение увиденной картины на элементы, привязывания идеи до конкретного предмета или ассоциации и т.п.), чтобы сохранить информацию в памяти; в то время как люди с эйдетической памятью запомнят будто фотографию с очень конкретными деталями: такими как место, где человек стоял; то, что человек был одет и т. д.

Они вспоминают событие с гораздо большим количеством деталей — но не в общих чертах (концептуально, по сути), как обычный человек. Для припоминания таких деталей человеку-Эйдетика следует только сделать усилие: да, он как бы присматривается к фотографии, рассматривая детали — а не воспроизводит ассоциативно эти детали с помощью мнемонических приемов.

Кроме того, нередко люди с обычным типом памяти могут чувствовать «спорадический всплеск эйдетической памяти», когда они могут описать определенное количество воспоминаний очень подробно. Однако такое не срабатывает в большинстве случаев, когда человек с обычным типом памяти сознательно пытается вспомнить картину детально.

Причины редкости эйдетизм

Редкость яркого проявления эйдетизм и угнетение проявлений соответствующих природных способностей в зрелом возрасте связана с несколькими причинами, которые описал академик Александр Романович Лурия в его «Маленькой книжке о большой памяти»:

  1. Яркие эйдетического образы в своей наглядности и детальности не уступают, а часто буквально затмевают образ восприятия (то есть то, что в действительности происходит вокруг человека). Например, при переходе дороги с напряженным движением и в целом ряде подобных случаев это создает Эйдетика большие проблемы, а часто и прямую опасность для жизни его самого и его близких. Таким образом подсознание блокирует эйдетического навыки человека с целью защиты самого человека от негативных проявлений упомянутых навыков.
  2. Яркий эйдетический образ — это один из способов очень весомого влияния на ход физиологических явлений в теле самого эйдетиков, а иногда и его окружения. Александр Лурия, в частности, описывает возможности подопытного существенно влиять на изменение частоты сердечно-сосудистых сокращений своего сердца, температуру руки и тому подобное.

Вполне понятно, что такое мощное оружие в умелых руках может приносить пользу, а в неумелым — вред себе или людям, которые окружают эйдетиков. Нанося вред самому Эйдетика — эти умения естественным образом уменьшают количество Эйдетика в природе.

Пробужденного и тренировки эйдетических способностей

В течение многих веков провозглашали, что открыто и используются способы пробужденного и тренировки ейдетичнх способностей. Самым известным примером являются многочисленные направления йоги; сюда же относится и ряд направлений шаманизма, целительства, изобретательской деятельности, художественной и литературного творчества и тому подобное. Отметим, что при нарушении правила тщательного отбора способных к овладению эйдетизма, постепенного и посыльного обучение грамотно вызвать образ и, что не менее важно, своевременного освобождения от таких способностей (мыслительном растворению, угасанию образа и т.д.). Были случаи нервного перенапряжения и другие негативные проявления, часто с тяжелыми последствиями.

Так И. Шульц описал многочисленные случаи шизофрении с попытками самоубийств, которые возникли в результате неумелых, но настойчивых попыток вызвать эйдетического образы. Михаил Зощенко описал ряд таких случаев в писательской среде в своей книге «Перед восходом солнца».

Как лечения И. Шульц предложил вновь вызвать эйдетического образы, однако делать это грамотно. Этот подход изложен, в частности, в работе одного из сотрудников Шульца К.Томас. Подход оказался успешным.

На основе этого подхода сегодня разработаны более подробные методики якнайбезпечнишого пробужденного, применение и треннування эйдетического восприятия, памяти и мышления, которые применяют в Московский школе эйдетике, Школе быстрого чтения А. А. Андреева и ряде других, более закрытых школ.

Скептический взгляд на проблему

Значительная часть споров вокруг феномена эйдетической памяти основывается на том, что на практике этот термин применяют практически к любому случае экстраординарной памяти. Существование экстраординарных навыков памяти достаточно хорошо документированы, они являются результатом комбинации врожденных умений, приемов запоминания и чрезвычайных объемов знаний (так уверены люди способны запоминать больше, чем они понимают, хотя для них это несвязанной совокупности информации — конечно же человек запоминает ассоциативно). А чисто технически — эйдетическая память означает ощущение индивидом события, что индивид и дальше видит, слышит, чувствует это событие (объект) перед собой. Почти все претенденты на обладание «эйдетического памятью» не попадают в пределы этого узкого определения. Теоретически предполагается, что эйдетический воспоминание происходит в памяти без его обработки памятью ассоциативно (т.е. не применяется автоматическое, перцептуальном обработки в памяти, как у обычного человека это имеет место; предполагается, что в основе работы памяти обычной лежит именно этот механизм, иначе запоминания не произойдет: мозг не воспримет «тарабарщину», он будет блокировать такую ​​информацию; эйдетике же — в теории — просто «фотографируют» увиденное / услышанное / прочувствованное). Задокументированы случаи эйдетизм, таким образом, строго говоря, очень редкие, чтобы не сказать уникальны. Поэтому возникает подозрение об отсутствии такого феномена, несмотря на то, что о нем часто говорят.

Американский коґнитивист Марвин Мински в своей книге Общество ума (1988), рассматривает феномен эйдетической памяти как «необоснованный миф».

Пример экстраординарных способностей запоминания, приписываемые эйдетической памяти, происходит от популярной интерпретации Адриааном где Гроота классических экспериментов на способность шахматного гроссмейстера запомнить комплекс позиций шахматных фигур на шахматной доске. Сначала было установлено, что эксперты-гроссмейстеры могли вспомнить чудовищное количество информации, намного больше, чем никак эксперты, поэтому в отношении них допускал факт владения эйдетического навыками. Однако, все стало на места, когда экспертам-гроссмейстерам было предложено шахматные комбинации, которые никогда не встречаются в игре; их способность воспроизвести комбинации оказалась никак не лучше, чем у не-экспертов; похоже на то, что гроссмейстеры развили способность организовать определенные типы информации, а не обладали врожденными эйдетического способностями.

Большой научный скептицизм относительно существования эйдетической памяти был высказан в 1970 году Чарльзом Строймеером (Charles Stromeyer), который исследовал способности своей будущей жены Элизабет (она утверждала, что она могла вспомнить стихи, написанные на иностранном языке, что она не понимает — много лет, когда она впервые увидела стихотворение). Она также могла, очевидно, вспомнить модель из набора случайных комбинаций точек с такой точностью, которая была способна объединить две такие модели в стереоскопическом изображении. На сегодняшний день она остается единственным человеком, в отношении которого документально подтверждено, что она прошла такие испытания. Тем не менее, методология используемых процедур для тестирования является сомнительная (особенно учитывая чрезвычайный характер оцениваемых претензий), а также тот факт, что исследователь женился на своей подопытной, еще тот факт, что тест никогда не было повторено (Элизабет постоянно отказывалась повторять эти исследования) ; — Все это имело соответствующие последствия.

А. Р. Лурия, еврей по происхождению, написал свое знаменитое произведение, «Разум мнемониста» о исследуемого с чрезвычайными способностями памяти еврея С. В. Шерешевского; Из многих чрезвычайных способностей, подопытный мог запоминать длинные списки слов и вспоминать их через длинные промежутки времени. А. Р. Лурия считал, что человек имеет практически неограниченную способность в области запоминания и припоминания; Шерешевского, как и Ким Пика, к 2010 году считали выдающимся Савант. Потом выяснилось, что этот еврей использовал специальную технику запоминания он «располагал» запоминающиеся объекты вдоль участка дороги Горького; а потом, через некоторое время, он «возвращался» по этой дороге и «собирал» эти объекты один за другим. Он допустил ошибку однажды (ибо, как он утверждал, он поместил объект под белым забором и не заметил его, когда он вернулся забрать объект). Этот пример является образцом тренировки памяти, который называется метод loci, — однако, это не эйдетическая память.

Следующий повод сомневаться в наличии феномена эйдетической памяти — это ненаучная событие чемпионат мира по запоминанию. Эти ежегодные соревнования во многих запоминающих дисциплинах в основном базируются на визуальных задачах (9 из 10 случаев показываются визуально, а десятый пример — это аудиофрагмент). Поскольку на этих чемпионатах можно выиграть значительные материальные призы (общий призовой фонд Чемпионата Мира Памяти 2010 достигает $ 90 тыс.), — Эти соревнования должны привлечь людей, с легкостью справятся с предложенными тестами (и легко справятся с воспроизведением зрительных образов представленного материала в воспоминаниях). Однако еще не задокументировано ни одного чемпиона, что эйдетического память, хотя чемпионаты проводятся с 1990 года.

Блок 1. Изменения в образе жизни

  1. Учитесь справляться со стрессом. Доказано, что тревога, депрессия и гнев повышают уровень кортизола в мозге. Это может стать причиной повреждения клеток гиппокампа – области мозга, ответственной за хранение данных в памяти.
  2. Упражняйтесь, держите свой мозг в тонусе: не откладывайте газету с кроссвордом, не отказывайтесь от партии в настольные игры, изучайте иностранный язык.
  3. Занимайтесь спортом, уделяйте время физической активности. Таким образом, мозг получит необходимый кислород и полезные питательные вещества.
  4. Избегайте вредных привычек. Особенно это касается злоупотребления алкоголем и курения.

Релевантные товары в Online-магазине:

Dr. Brandt
Needles No More Гель от отеков под глазами Без мешков

от 3 136 руб.

Dr. Brandt

Do Not Age Интенсивно-омолаживающий крем для глаз с трипептидом от припухлости и темных кругов

от 4 802 руб.

Dr. Brandt

Pores No More Гель матирующий увлажняющий для сужения пор

от 3 136 руб.

Dr. Brandt

Xtend Your Youth Разглаживающий увлажняющий крем для лица с антиоксидантами

2 499 руб.

sale

Все товары

Блок 2. Стратегия запоминания

  1. Исключите отвлечение. Изучая материал, который нужно запомнить, старайтесь так организовать процесс, чтоб вас ничего не отвлекало.
  2. Используйте зрительные ассоциации. Запоминая информацию, связывайте ее с образами, которые легко вспомнить. Один из вариантов – «чертоги разума» современного Шерлока Холмса, созданного ВВС.
  3. Повторяйте. Имеется ввиду не заучивание, а именно повторение, которое подходит, чтоб, запомнить небольшой объем информации сразу, например, имя. Техника такая: после произнесения вашим собеседником имени, повторите его про себя в разных формах: Александр – Саша – Шурик – Саня. Второй вариант – сразу использовать это имя в речи, непосредственно в обращении к человеку.
  4. Больше подробной полезной информации о развитии памяти ищите в тренинге на нашем сайте.

Эйдетическая память и ее развитие с помощью игр

Разработчики тренингов и игр сервиса BrainApp – это команда психологов, ученых из МГУ, гейм-дизайнеров. Все они приложили немало усилий для того, чтобы онлайн тренажеры «Фитнесс для мозга» были полезными для людей.

Так, например игра «Найди пару» поможет тренировать зрительную и эйдентическую память в промежутках между работой или учебой.

Смысл игры состоит в том, что необходимо отыскать 21 одинаковых предмета в игровом поле. С каждым раундом игра усложняется, добавляются новые элементы.

Школьникам и детям дошкольного возраста понравится игра «Матрицы памяти», которая в ненавязчивой форме тренирует эйдентическую память.

Отлично развивают эйдентическую память игры со спичками. Собранные на нашем сайте упражнения помогут вам не только весело, но и с пользой провести время в кругу друзей или с детьми.

Отзывы и комментарии

Понравилась статья? Есть чем поделиться касательно ее темы? Присоединяйтесь к обсуждению, оставив комментарий ниже.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • «Язык памяти» Дуглас Херманн и Майкл Грюнберг
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Виды памяти и их особенности
  • 5 книг, которые сделают из вас профессионального мнемониста
  • Зрительно-пространственный тест Корси: описание и применение
  • Савантизм: определение, характеристики, реальные примеры
  • Как тренировать память
  • Метод интервальных повторений
  • Можно ли считать в уме и запоминать, как Дэниел Таммет

Ключевые слова:1Самопознание

Этапы развития памяти у детей

Признаки памяти появляются уже в первые месяцы после рождения, когда младенец начинает реагировать на предстоящую процедуру кормления. Затем формируется узнавание: в 3-4 месяца малыш уже запоминает узкий круг лиц и предметов. До 1 года развивается моторная память, а со 2-го – появляются первые воспоминания.

Уже с этого возраста можно начинать тренировать мозг малыша. Но так как запоминание всё еще происходит непроизвольно, делать это необходимо в формате игры с проявлением эмоций – активно использовать жесты, мимику и демонстрировать разные настроения. К 4-5 годам дети, с которыми занимались, приобретают большой словарный запас и значительно развивают эмоциональный фон, благодаря которому усиливается запоминание через органы чувств. С 4 до 6 лет у малышей формируется произвольная память, они уже могут выборочно запоминать именно то, что им интересно. С 6 до 10 активно развивается внимание, с 9 особенно заметно улучшается уровень интеллекта и эрудиции, а пиковым периодом развития логики и всех свойств памяти – её объема, быстроты запоминания, скорости и точности воспроизведения – считается возраст 10-14 лет.

Что такое зрительная и фотографическая память?

Через зрение человек получает до 80% всей информации, поэтому развить хорошую зрительную память проще, чем другие ее виды, связанные с органами чувств. Но все люди развиваются по-разному, поэтому и при запоминании проявляются значительные индивидуальные различия. Тех, кто пользуется зрением как основным каналом восприятия, называют «визуалами».

Частным случаем зрительной считается фотографическая или эйдетическая память – способность сохранять и воспроизводить визуальные образы с поразительной точностью. Причём эйдетический образ, в отличие от обычных воспоминаний, не связан с эмоциями и не зависит от настроения. Такие «картинки» фиксируются в сознании целиком даже без осмысления, а затем могут быть восстановлены вплоть до деталей даже спустя долгое время.

Подобным навыком обладали многие выдающиеся личности. Максим Горький запоминал страницы текста за секунды и мог помнить прочитанные таким образом книги долгие годы. Иван Айвазовский, прежде чем писать свои пейзажи, долго всматривался в волны на берегу моря, а затем мог детально рассмотреть их в своём сознании и перенести на полотно. И, хотя эту способность часто называют врождённым талантом, в разной степени развить её в себе может любой человек.

Основные отличия обычной памяти и фотографической

Прежде всего, необходимо разобраться, чем отличается обычная память от эйдетической (фотографической):

  • Под обычной памятью понимается заполнение информацией свободных «ячеек» мозга. По мере их наполнения ранее полученная информация утрачивается. Память наполняется новыми событиями, несущими более яркую эмоциональную окраску.
  • Эйдетическая память оперирует визуальными образами, картинками, независимо от эмоций. Эти картинки не смешиваются с новыми образами. В памяти сохраняются даже детали ранее зафиксированных событий.

Обычная память – результат деятельности левого полушария мозга, фотографическая память – продукт правого полушария.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]