Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях. Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…». Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.
Причины и особенности подростковых неврозов
Конфликтная ситуация в семье, частые ссоры могут вызвать невротические расстройства у подростка.
Формирование неврозов у подростков происходит при наличии определенных психологических и физиологических факторов (тип нервной системы). У многих детей неврозы возникают еще в раннем детстве в виде нарушения поведения (капризы, агрессия, гиперактивность, упрямство, страхи и др.).
Для возникновения неврозов в современную эпоху есть все условия. Увеличилось число неполных семей, и подростки переживают стресс от развода родителей, жизни с отчимом или мачехой. Значительно выросла загруженность учебой, что также усугубляет психоэмоциональные нагрузки, чрезмерность которых способен перенести организм не каждого подростка.
Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.
Неврозы подростков разделяют на общие и системные.
К общим относят:
- невроз навязчивых состояний;
- астенический;
- невроз страха;
- депрессивный;
- истерический и др. неврозы.
А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.
К факторам, провоцирующим развитие психоневрологических расстройств у детей, относятся:
- генетические: личностные особенности подростка и черты характера (истеричность, эмоциональная лабильность);
- церебрально-органические: минимальные мозговые дисфункции, вызванные патологией беременности и родов;
- психосоциальные: напряженные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание, стрессы, неполная семья, алкоголизм родителей и т.д.
- неправильная система обучения: из амбициозных соображений родители нередко загружают детей непосильными дополнительными занятиями.
Взаимоотношения родителей с подростком имеют огромное значение. Надо быть внимательным к ребенку, любить его, но не «привязывать» к себе: у него должен быть свой круг общения, друзья. Всегда должно находиться время, чтобы выслушать ребенка и при необходимости поддержать его.
Постоянная критика и сравнение с другими детьми (не в пользу ребенка) вызовет негативизм и протест со стороны подростка. Такая тактика воспитания обречена на провал. У каждого ребенка свой темперамент и особенности личности, задача родителей – помочь адаптироваться к жизненным требованиям.
Как предотвратить повышенную тревожность у подростков
Взрослые играют главную роль в избежании становления тревожности, как устойчивой черты личности. Родителям следует контролировать свои реакции и действия на различные ситуации и обстоятельства по отношению к ребенку (подростку).
- Не внушать ему представления о мире только со стороны негативной, т.е. рассказывать ему только лишь о препятствиях и неудачах на пути, а также о возможности их решения.
- Менее требовательно относиться к деятельности ребенка. Вечная борьба за результат и становления акцента на достижение целей может повысить риск возникновения тревожности из-за страха не оправдать ожидания взрослых.
- Похвала не должна быть только за успехи, а должна просто присутствовать только от того, что он ваш ребенок. Вызванные искусственно чувства страха не помогут ему достичь нужных результатов, а наоборот будут его пугать и тормозить на пути достижения цели.
Дети скрывают свои тревожные ощущения за привлечением внимания методом хулиганства, шумного поведения, выходок. Такие дети ищут понимание и одобрение, а своим поведением достигают иного результата.
Подростковый кризис
Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний. Многие начинают вести дневник.
Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.
Они стремятся к вседозволенности, называя ее свободой. Но директивный стиль в отношениях с подростком неприемлем. Нужно терпеливо общаться, договариваться о правилах поведения. Подростка нужно понимать, уважать как личность, а не унижать и «читать мораль».
Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми. Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.
Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.
Свою «взрослость» подростки пытаются проявить в романтических отношениях с представителями противоположного пола: симпатии, свидания. В фантазиях они пытаются создать любовный идеал, пишут стихи. Проявлять интерес к симпатиям ребенка нужно без унижений и чрезмерной критики.
Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая решения и выбирая компании.
Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.
Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.
Виды подростковых неврозов и их симптомы
Характер проявлений неврозов у подростков может быть физиологическим и психологическим.
Физиологические симптомы:
- головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
- нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
- изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
- мышечная слабость, повышенная утомляемость;
- судороги и нервные тики;
- невротический кашель;
- боли в сердце и в области желудка.
Психологические симптомы неврозов:
- частая смена настроения, раздражительность;
- легкая ранимость, повышенная уязвимость, выраженная чувствительность;
- истерические реакции;
- склонность к депрессии;
- различные фобии (страхи).
В зависимости от клинических проявлений, комбинации симптомов, у подростков выделяют такие виды неврозов:
- Истерический невроз, проявлением которого являются частые истерики с рыданиями. Могут наблюдаться истерические параличи конечностей, потеря голоса, рвота, обморок, псевдоалгические проявления (жалобы на боли при отсутствии органического поражения) и другие.
- Астенический невроз, симптомами которого являются общая слабость, быстрая утомляемость, нарушения сна, проявления ВСД у подростка.
- Депрессивный невроз со стремлением к уединению, подавленным настроением. Часто его развитие связано со стрессовой ситуацией: разводом родителей, смертью близкого человека, сиротством и ролью «Золушки». Возникать такой невроз может и при наличии у подростка физического недостатка. Бедная мимика, грустное выражение лица, тихая речь, плаксивость, плохой аппетит и сон, низкая самооценка, низкая школьная успеваемость – портрет подростка с депрессивным неврозом.
- Невроз навязчивых состояний, проявляющийся тиками, спазмом мышц, судорогами. У некоторых подростков невроз может проявляться навязчивым желанием произносить неприличные слова. Невротическое навязчивое желание может представлять опасность (например, у ребенка может возникнуть желание совершить прыжок с балкона).
- Фобический невроз, для которого характерны различные страхи (одиночества, смерти, темноты и другие). Страх может возникать в виде приступа, особенно перед сном, сопровождаться чувством тревоги, навязчивыми мыслями и представлениями. Это может быть также страх устного ответа на уроке или страх выступления перед аудиторией.
- Ипохондрический невроз проявляется чрезмерными опасениями и необоснованными страхами заражения или возникновения всевозможных болезней.
Лечение или реабилитация подростковых неврозов
Лечением неврозов у подростков занимаются:
- детский невролог: проводит обследование подростка для уточнения диагноза, при необходимости назначает успокаивающие или другие лекарственные средства;
- детский психолог: помогает подростку справиться с комплексами, а родителям найти правильную тактику и подход к подростку, создать необходимый психологический доброжелательный семейный климат;
- психотерапевт: при неврозе навязчивых состояний проводит сеансы гипнозотерапии.
К лечению могут привлекаться также психиатры, рефлексотерапевты, эндокринологи. Правильно и индивидуально подобранное, вовремя проведенное комплексное лечение дает возможность полностью избавить подростка от невроза.
Профилактика
Главная роль в обеспечении психологического здоровья и предупреждении развития невроза у подростков принадлежит родителям.
Важно соблюдать такие правила:
- Четкое соблюдение режима дня поможет нормализовать функции неустойчивой нервной системы.
- Необходимо следить за нагрузками ребенка и при появлении симптомов перегрузки снижать их.
- Посильные физические нагрузки помогут снизить психологическое напряжение.
- В случае психологических проблем в семье следует прибегнуть к помощи психолога.
- При стрессовых ситуациях необходимо обеспечить ребенку консультацию детского психолога.
- При возникновении у подростка психологического напряжения необходимо использовать доступные в домашних условиях средства релаксации (аромалампу с успокаивающими эфирными маслами по совету невролога, хвойные ванны, дыхательную гимнастику, прием отваров успокоительных трав и др.).
Неврологические заболевания у детей
Чаще всего неврологические заболевания у детей и новорожденных являются следствием:
- — внутриутробной гипоксии плода;
- — воздействия тератогенных факторов на плод во время беременности (прием некоторых препаратов, употребление алкоголя, курение, ВИЧ — инфекция, сифилис и др.);
- — родовой травмы (защемление нерва или повреждение структур головного мозга);
- — наследственной предрасположенности (присутствие в генотипе одного или обоих родителей гена болезни), генетических заболеваний;
- — перенесенной инфекции.
Характерные симптомы неврологических заболеваний у детей:
- — задержка физического и нервно-психического развития;
- — отсутствие или ослабление врожденных рефлексов;
- — нарушение зрения или слуха;
- — мышечная гипотрофия;
- — нарушение формирования произвольных движений.
Болезни нервов у детей могут проявляться в любом возрасте, однако чаще они наблюдаются с самого рождения.
Резюме для родителей
Подростковые неврозы легче предупредить, чем избавиться от них. Лечение невроза до полного выздоровления возможно при своевременном обращении за помощью к специалистам и терпеливом выполнении всех рекомендаций.
Профилактика подростковых неврозов во многом зависит от правильного воспитания, внутрисемейных отношений. Важно научить детей преодолевать жизненные трудности, заниматься психическим закаливанием ребенка с тревожно-мнительным характером, интересоваться его проблемами и интересами.
Государственная ТРК «Крым», программа «Азбука здоровья», выпуск на тему «Неврозы у подростков»:
Симптомы невроза у подростков
Признаки неврозоподобного состояния в подростковом возрасте:
- мнительность;
- боязнь, страх, неуверенность;
- раздражение на фоне усталости;
- нарушение сна;
- патологическая неуверенность, нерешительность;
- заниженная самооценка;
- плаксивость;
- излишняя обидчивость;
- снижение концентрации внимания.
Параллельно возникают физические недомогания:
- головокружение;
- боль в животе;
- повышенная потливость;
- учащенное сердцебиение;
- понос или запор;
- потеря аппетита;
- нарушение стула.
Подростки с психоневрологическими расстройствами нередко начинают задумываться о смерти, боясь умереть во сне. У них наблюдаются перепады настроения, капризы, плаксивость. Истерики у старшеклассников вызываются ситуацией, которая травмирует их психику. У таких детей часто наблюдаются внутренние конфликты, их ущемляют как личностей.
Симптомы невроза усугубляются семейной обстановкой. Нередко в семье между родителями и ребенком нет доверительных отношений, взрослые считают подростка еще маленьким и не интересуются его проблемами. Часто ситуацию усугубляют ссоры и конфликты родителей, нередко на фоне алкоголизма, что наносит ребенку психологическую травму.
Подростковый невроз возникает у юношей и девушек в выпускном классе перед экзаменами. Часто наблюдаются следующие симптомы расстройства психики:
- депрессия;
- бессонница;
- паника;
- плаксивость;
- отсутствие аппетита.