Негативизм, как симптом возрастного кризиса и как психиатрический диагноз

Негативизм – состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, является типичным признаком деструктивной позиции. Может проявляться как черта характера или ситуативная реакция. Термин применяется в психиатрии и психологии. В психиатрии он описывается в связи с развитием кататонического ступора и кататонического возбуждения. Кроме того, в купе с другими проявлениями он является признаком шизофрении, в том числе кататонической.

В психологии данное понятие применяется в качестве характеристики особенностей проявления возрастных кризисов. Чаще всего он наблюдается у детей трех лет и подростков. Противоположностью этого состояния являются: сотрудничество, поддержка, понимание. Известный психотерапевт З. Фрейд объяснял данное явление как вариант примитивной психологической защиты.

С понятием негативизма некоторую схожесть имеет понятие нонконформизма (несогласия), которое означает активное отторжение общепринятых норм, установленного порядка, ценностей, традиций, законов. Противоположным состоянием является конформизм, при котором человек руководствуется установкой «быть, как все». В повседневной жизни обычно, нонконформисты испытывают давление и агрессивное поведение со стороны конформистов, которые представляют собой «молчаливое большинство».

С точки зрения науки, и конформизм, и нонконформизм являются элементами детского, незрелого поведения. Зрелое поведение отличается независимостью. Более взрослыми проявлениями поведения являются любовь и забота, когда личность расценивает свою свободу не как то, что можно чего-то не делать, а, напротив, можно делать что-то достойное.

Негативизм может проявляться в восприятии жизни, когда личность видит в жизни сплошной негатив. Такое настроение называют негативным мировосприятием – когда человек воспринимает мир в темных и мрачных тонах, он во всем замечает только плохое.

Признаки

Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:

  • мысли о несовершенстве мира;
  • склонность к переживаниям;
  • неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
  • неблагодарность;
  • привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
  • мотивация посредством негативной информации;
  • акцентирование внимания на негативном.

Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:

  • боязнь напороться на неприятности;
  • чувство вины;
  • страх утратить имеющееся;
  • недовольство своими результатами;
  • отсутствие личной жизни;
  • желание доказать что-то окружающим.

При общении с человеком, у которого просматриваются признаки этого состояния, следует быть осторожным и не указывать ему в открытую на наличие данной патологии, так как у них возможно проявление реакции защиты, что еще больше укрепит их негативное восприятие.

Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».

Негативизм у детей. Причины и последствия

Ребенок растет… Еще недавно совершенно беспомощный, полностью зависящий от воли окружающих, он всё более овладевает речью, составляет собственное представление об окружающем мире, может ясно выразить свои желания и намерения – как вербальным, так и невербальным способом. Это радует родителей; но как раз в это время – от 2 до 3 лет – они неожиданно сталкиваются с детским «не хочу»… Не хочу – и всё! Не хочу одеваться, не хочу умываться, не хочу идти гулять… Никакими разумными причинами невозможно объяснить отказ ребенка слушаться родителей. И многих взрослых это новое поведение застает врасплох. Ведь до этого он был таким послушным, так охотно выполнял всё, что ему велели! И вдруг – как будто стена… Первое, к чему прибегают неподготовленные родители – насилие. «Ты не хочешь одеваться? Нет, ты оденешься!». Ребенка так легко просто взять за руку (или на руки) и, не обращая внимания на его нежелание, заставить делать то, против чего он протестует. Или же наоборот – мать, измотанная капризами, плачем, истериками, устало машет рукой и говорит: «Ну, делай, что хочешь…». Так у ребенка формируется поведенческий стереотип: получилось в первый раз – получится и в другой… Но пойдут ли на пользу ребенку оба этих варианта реакции взрослых? Для начала надо выявить причины его «негативного» поведения. А они достаточно ясны – именно в этот период, от 2 до 3 лет, малыш начинает ощущать себя самостоятельной личностью, отдельной от родителей, со своей собственной волей. Если до этого он считал себя чем-то единым с мамой, папой, бабушкой, и даже говорил о себе в третьем лице («Миша ходил гулять»), то теперь именно в этом «не хочу» он, пожалуй, впервые употребляет первое лицо. Это говорит о том, что ребенок начинает осознавать свое Я и, не зная, как объяснить это родителям, заявляет о своих правах личности, демонстрируя свое нежелание подчиняться, даже во вред себе, еще, впрочем, не имея ясного представления о вреде и пользе. Получается, таким образом, что первые проявления негативизма (а они возможны и в более позднем возрасте) – совершенно естественное, закономерное явление в развитии, становлении ребенка? Да, это действительно так. И его своеволие, непослушание не должно вызывать тревогу. Но и пускать всё на самотек – либо силой заставлять ребенка выполнять требования родителей, либо потакать ему и тем самым избаловывать также недопустимо. В первом случае может сформироваться совершенно безвольный человек, во всем подчиняющийся окружающим или обстоятельствам, зная, что они сильнее его. Во втором – опытный манипулятор, использующий набор приемов, чтобы заставлять всех идти у себя на поводу… Выход из этой дилеммы, по всей видимости, заключается в том, чтобы здоровое желание ребенка проявить себя как личность направить в разумное русло. Что является «ядром» личности, каков главный признак собственного Я? Свобода выбора, это очевидно. Эта свобода и должна быть предоставлена ребенку – в тех мелких, повседневных делах, которые кажутся ему целыми событиями и в которых он хочет проявить свою волю. «Ты не хочешь одеваться? Ладно, оденься сам». «Где сегодня будем гулять – во дворе или в парке?» «Ну-ка, сможешь ли ты сам почистить зубы? И какую пасту выберешь?» Ребенку представляется крайне важным доказать – себе и другим, что он сам может делать то, что до сих пор делали для него родители, и что он сам может делать выбор в том, что касается его. Разумное, спокойное отношение к желаниям ребенка, уважение к его зарождающейся личности поможет правильному формированию будущего полноценного человека, способного принимать самостоятельные решения.

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Глубинный негативизм – внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение


Родители в недоумении

Не все родители могут сразу понять, что именно происходит с их детьми, еще вчера такими милыми и послушными. Позади остался сложный период адаптации к школьному обучению, все слабые и сильные стороны уже известны, выводы сделаны, вроде только жизнь вошла в спокойное русло. Одиннадцатилетний ребенок мало отличается от десятилетнего в глазах родителей. Первые звоночки выглядят вовсе не устрашающе. Ну сорвался ребенок — с кем не бывает. Вдруг огрызнулся на ровном месте — мало ли, может, с другом поругался или просто устал. Вдруг отказался наотрез есть какое-либо блюдо или надевать вещь, которую еще недавно он вообще, скорее всего, не заметил бы. Просыпается индивидуальный вкус — это же нормально.

Обычно родители начинают замечать проблему, когда процесс зашел уже слишком далеко. Досадных недоразумений становится слишком много, и их уже нельзя списать на объективные причины или индивидуальные особенности. В отношениях начинают преобладать нотки негатива. Да что там нотки — скорее редкостью становятся ситуации, когда подростки не раздражены, их что-то не обидело, они не видят повода возразить и раскритиковать что угодно. Любые мелочи вдруг становятся необычайно важными, причем в основном для того, чтобы выразить свое неудовольствие. Отношения в семье становятся тяжким испытанием для всех родственников.

Детское нытье

Детеныши многих видов млекопитающих зачастую скулят, чтобы привлечь к себе внимание и подать сигнал, что они голодны (вспомните, например, щенков). Это естественное явление, хотя порой оно может порядком действовать на нервы

В случае с новорожденным у вас нет другого выбора, кроме как попытаться угадать, что означает плач ребенка. Однако, когда малыш уже немного научился говорить, целесообразно настоять, чтобы он изъяснялся словами. Чаще всего достаточно твердо и без лишних эмоций сказать ему: «Скажи словами, я твое нытье не понимаю». Иногда, правда, это приходится повторять на протяжении нескольких месяцев, пока ребенок полностью не осознает смысл сказанного. Помните, что если вы поддадитесь на нытье (а соблазн сделать это бывает очень велик), то в дальнейшем вам будет значительно труднее искоренить эту привычку.

Детское нытье

Детеныши многих видов млекопитающих зачастую скулят, чтобы привлечь к себе внимание и подать сигнал, что они голодны (вспомните, например, щенков). Это естественное явление, хотя порой оно может порядком действовать на нервы

В случае с новорожденным у вас нет другого выбора, кроме как попытаться угадать, что означает плач ребенка. Однако, когда малыш уже немного научился говорить, целесообразно настоять, чтобы он изъяснялся словами. Чаще всего достаточно твердо и без лишних эмоций сказать ему: «Скажи словами, я твое нытье не понимаю». Иногда, правда, это приходится повторять на протяжении нескольких месяцев, пока ребенок полностью не осознает смысл сказанного. Помните, что если вы поддадитесь на нытье (а соблазн сделать это бывает очень велик), то в дальнейшем вам будет значительно труднее искоренить эту привычку.

https://youtube.com/watch?v=t9mrvExVvmY

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.

Правила для родителей

Чтобы легко пережить возрастной негативизм, родители должны правильно воспитывать ребенка:

  • Безусловная любовь. Ребенок должен чувствовать, что его любят не за заслуги, а просто так.
  • Поступки. Осуждать нужно не самого ребенка, а его поступки. При этом – всегда доступно объяснять, почему так делать нельзя.
  • Пример. Дети лучше воспринимают «живую» информацию. Личный пример будет самым эффективным способом здорового поведения.
  • Добро побеждает зло. Это правило ребенок должен усвоить в детстве. Когда он злиться, нужно обнять его, успокоить, перевернуть ситуацию.
  • Нет давлению. Подавлять ребенка ни в коем случае нельзя. Подавленная агрессия уходит глубже и только крепнет со временем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]