межкомнатная дверь белая золотая патина JavaScript is currently disabled. Please enable it for a better experience of Jumi.

Негативизм — причины, симптомы, лечение


Различные формы проявления сопротивления

В психологии, феномен негативизма подразделяется на две формы проявления: пассивная и активная. Активная форма этой поведенческой модели подразумевает проявление агрессии и резкого сопротивления, на попытки воздействия со стороны общественности. Негативизм имеет тесную связь с нонконформизмом, что заставляет человека совершать поступки, которые в определенных случаях противоречат его желаниям.

Пассивная форма рассматриваемого феномена характеризуется полным отказом исполнять требования и просьбы окружающих людей. Существуют физиологические типы проявления данного личностного расстройства, которые проявляются в виде отказа от еды, сна, передвижений и контактов с окружающими миром. По мнению специалистов, негативизм является одной из неотъемлемых составляющих комплекса протестующего поведения. Помимо самого негативизма, в состав данного комплекса входит упрямство, имеющее обоснованные мотивы.

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Негативизм в психологии — это состояние, при котором, человек отказывается придерживаться сложившихся социальных устоев и норм поведения. Подобный протест имеет определенное сходство с мутизмом. Под термином «мутизм» следует понимать психическое расстройство, которое заставляет человека отказаться от использования речи и жестикуляции для того, чтобы избежать общения с окружающими. Главным отличием этих состояний является то, что мутизм проявляется на фоне сильной эмоциональной травмы.

Заключительной составляющей комплекса протестующего поведения, является строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость имеет направленность на различные общественные устои, включая важные события или саму систему человеческих ценностей.


Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Формы поведенческой деятельности

Термин «негативизм» часто используется в педагогике. Его применяют в отношении детей, которым присуща оппозиционная манера деятельности в связях со старшими людьми и теми, кто должен быть для них авторитетом (родителями, бабушками и дедушками, воспитателями, учителями, преподавателями).

В

психологии в связи понятием негативизма рассматриваются две основные формы поведенческой деятельности субъекта:

1. Активный негативизм – форма поведения индивида, при которой он резко и довольно рьяно выражает свое сопротивление в ответ на любые попытки внешнего воздействия на него. Подвидами такой формы негативизма являются физиологические (протест человека выражается в отказе от еды, нежелании что-либо делать или говорить) и парадоксальные (намеренное желание сделать что-либо наоборот) проявления.

Рекомендуем: Что такое конфликт?

2. Пассивный негативизм – форма поведения, выражающаяся в абсолютном игнорировании индивидом просьб или требований. У ребенка в бытовых условиях такая форма проявляется в виде отказа сделать то, о чем попросили, даже если отрицание идет вразрез с его собственными желаниями. Например, когда ребенку предлагают поесть, но он упорно отказывается.

Наблюдаемый у детей негативизм заслуживает особого внимания. Связано это с тем, что ребенок часто пользуется такой формой сопротивления, противопоставляя его воображаемому либо действительно существующему негативному отношению к нему со стороны взрослых. В подобных ситуациях отрицательные установки приобретают постоянный характер и проявляются в виде капризов, агрессии, замкнутости, грубости и пр.

К причинам проявляющегося у детей негативизма относят в первую очередь неудовлетворенность определенных их потребностей и желаний. Выражая свою потребность в одобрении или общении и не получая отклика, ребенок погружается в свои переживания. В результате начинает развиваться психологическая раздраженность, на фоне которой как раз и проявляется негативизм.

Рекомендуем: Рационализация: метод психологической защиты

По мере того как ребенок будет взрослеть, он будет осознавать природу своих переживаний, а это, в свою очередь, позволит проявляться негативным эмоциям намного чаще. Длительная блокировка и игнорирование потребностей ребенка со стороны взрослых и родителей может привести к тому, что отрицание станет постоянной чертой его характера.

Причина изменения модели поведения

Согласно мнению специалистов, негативизм является неотъемлемой составляющей сложных психических расстройств. К таким расстройствам относятся кататонический синдром, шизофрения, деменция и аутизм. Нередко, человек под влиянием затяжной депрессии, изменяет собственную модель поведения в сторону рассматриваемого феномена.

Чаще всего данное состояние возникает на фоне длительного отсутствия возможности удовлетворить собственные потребности. В подобном состоянии человек негативно воспринимает окружающую обстановку и жизненные обстоятельства. На фоне подобного восприятия окружающего мира, человек испытывает психологический дискомфорт, который находит отражение в поведенческой модели.

Желание изменить общественные устои и отказ от соблюдения установленных норм, может возникнуть на фоне сложности интеграции в социум. Наличие данной проблемы приводит к гиперкомпенсаторной реакции, которая запускается на фоне коммуникативных сложностей. Рассматриваемая модель поведения может выражаться яростным упрямством на любую попытку оказать внешнее давление.

Если человек с рассматриваемым расстройством ощущает, что требования общества значительно отличаются от его внутренних нужд, запустится своеобразная защитная реакция. Специалисты объясняют данный факт тем, что индивидуум нуждается в свободе самовыражения и возможности контролировать собственную жизнь.

Как взаимосвязаны негативизм и возраст

Перед тем как говорить о взаимосвязи возраста человека и его поведенческой модели, давайте уделим внимание вопросу, что такое нонконформизм, определение и проявление этого состояния. Под термином «нонконформизм» следует понимать модель поведения, которая подразумевает отстаивание личностных установок, которые прямо противоречат нормам, установленным в обществе. Ярким примером подобной модели поведения являются дети, которые относят себя к различным субкультурам (панки, готы и прочие неформалы).

Согласно статистическим данным, человек за свою жизнь сталкивается с несколькими возрастными кризисами. Этот период жизни ознаменует изменения в модели поведения и восприятии окружающего мира, что проявляется в виде частых эмоциональных перепадов. Во время возрастного кризиса, человек проявляет повышенную конфликтность, агрессивность и пессимистичное восприятие окружающего мира.

Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта
Согласно данным научных исследований, подавляющее большинство возрастных кризисов проявляются в возрасте от одного месяца до двадцати лет. Давайте рассмотрим самые распространенные кризисы:

  • кризис новорожденного;
  • кризис первого года жизни и трех лет;
  • школьный кризис;
  • кризис пубертатного возраста.

Определение

Термин «негативизм» происходит от латинского «negativus», означающий отрицательность. Явление связано с расстройством воли и отличается склонностью к отказу и действиям, противоположным предъявляемым требованиям, просьбам и желаниям со стороны окружающих. Чаще всего симптом проявляется при кататоническом возбуждении и ступоре.

Во время возбуждения у людей с двигательным расстройством можно заметить усиление психической активности, когда поведение начинает проявляться однообразностью, стериотипностью, бессмысленностью и импульсивностью. Во время ступора у пациентов с двигательным расстройством наблюдается полная обездвиженность, ослабленная реакция на раздражители.

В ступоре человек не вступает в контакты с другими людьми, перестает реагировать на события; пациенты чаще всего находятся в одной позе с напряженными мышцами, застывают в каком-либо положении. Негативизм может проявляться как при кататоническом возбуждении, так и ступоре и может быть активным и пассивным.

Обычно явление проявляется в немотивированном сопротивлении к любым просьбам касательно каких-либо действий, движений, произнесения фраз. Негативизм со временем становится преградой к адаптации человека в окружающем мире постоянных коммуникаций.

Немецкий психиатр Эрнт Кречмер (1888-1964 гг.) считал, что негативизм тесно связан с гипобуликой, низшим типом волевой установки, которая проявляется при ослаблении целевой воли, которая перестает быть способной к руководству человеком.

Исследователь считал, что гипобулика действует во время сильных душевных потрясениях, заболеваниях, а также в ситуациях, когда человек не может выполнить предъявляемые к нему завышенные требования и ожидания.

Иное определение негативизма дает швейцарский психиатр Эйген Блейлер (1857-1939 гг.), который относил к явлению негативизма:

  • амбитенденцию, то есть нарушение воли, которое отличается одновременно возникающими противоположными побуждениями (например, совершать и не совершать движение при выполнении инструкции);
  • амбвивалентность, противоречивое отношение к предмету или двойственное переживание, вызываемое индивидом либо объектом, которое отличается одновременно возникающими противоречащими чувствами;
  • шизофреническое расщепление психики, характеризующееся невозможностью делать вывод из противоречивых убеждений, когда неадекватный импульс может с легкостью заменить адекватный.

Данные признаки критиковал К.Г. Юнг в своей работе «Критика теории шизофренического негативизма Блейлера», который считал, что негативная реакция определяется строгой последовательностью психологических причин, указывая на неверное употребление Блейлером термина «абвивалентность».

Как проявляется негативизм в детском возрасте

Негативизм у детей чаще всего проявляется в возрасте трех лет, так как фундамент личностной модели поведения закладывается именно в этом возрасте. По достижению вышеуказанного возраста, дети начинают стремиться к самостоятельности, что приводит к появлению категоричности и упрямства. Данный период лучше всего можно описать с помощью словосочетания «Я сам».

Молодым родителям следует уметь различать проявление рассматриваемого феномена с обычным непослушанием. Отказ от действий, которые малышу не хочется выполнять, является нормой для этого возраста. Рассматриваемый феномен проявляется в тех случаях, когда ребенок проявляет ярко выраженный отказ исполнять просьбы, озвученные взрослыми.

Тотальная эпидемия!

Самая распространённая форма негативизма, которую практически невозможно диагностировать – направленная внутрь себя. Порой человек не в состоянии заметить того, как желает одного, а делает совершенно противоположное. Те или иные черты негативизма присущи каждому.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Ярче всего негативизм выражен у детей и подростков. Маленькие дети отказываются слушаться своих родителей, принимать пищу, собирать игрушки, ложиться спать. В подростковом периоде обострение повторяется: молодёжь отвергает предыдущие поколение, «мы пойдём своим путём!», желание всё делать по-своему. Причины в обоих случаях одни: защита собственного «Я», проявление индивидуальности и желание доказать свою самостоятельность и независимость.

Клиническая картина

Негативизм является симптомом кризиса, вызванного переходом на определенную ступень человеческого развития. Помимо этого, данное состояние характерно для многих психических расстройств. Форма проявления данной модели поведения зависит от типа негативизма (пассивный или активный), и может выражаться как демонстративным неподчинением, так и пассивным сопротивлением. Многие люди, страдающие от этого расстройства, часто игнорируют рекомендации специалистов, что значительно осложняет процесс лечения.

Негативизм чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности

Негативизм проявляется в человеческой модели поведения в виде следующих признаков:

  1. Трудность создания коммуникативных связей и взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Вспыльчивость, замкнутость и конфликтность.
  3. Недоверие и повышенная тревожность.
  4. Редкое желание идти на уступки вопреки собственному мнению.

Во взрослом возрасте проявления негативизма имеют большое сходство с нигилизмом. Нигилизм является определенной моделью мировоззрения, которая характеризуется как сознательный человеческий выбор. Люди с негативизмом в отличие от нигилистов, не обладают способностью контролировать собственное поведение.

Специалисты говорят о том, что описать внутреннее восприятие окружающего мира человека, страдающего негативизмом, крайне сложно, из-за того, что данная модель поведения воспринимается как норма. Охарактеризовать это расстройство можно, как наличие сложностей в формировании потребностей и желаний. Нередко развитие расстройства сопровождается внутренними конфликтами и агрессией, направленной на самого себя. При пассивной форме расстройства, у больных наблюдается заторможенность сознания, граничащая с равнодушием к происходящим вокруг событиям.

Итог

Негативизм является нормальным развитием любого человека, который постепенно осознает самого себя, свои желания и потребности. Начинается все с 2-3 лет и продолжается всю жизнь. Негативизм может ярко проявляться в проблемные или стрессовые периоды в жизни, а также при возрастных кризисах. В остальное время он становится либо ситуативным, либо постоянным явлением, что зависит уже от развития самого индивида.

К негативизму следует относиться снисходительно, поскольку он зачастую выражается в ситуациях нежелания человеком следовать общественным правилам или желаниям. Вместе с тем важны последствия. Если негативизм затрагивает свободу и желания других людей, тогда он становится вредным. Если же негативизм никому не вредит и не ущемляет, тогда можно позволить ему проявляться.

Не всегда человек должен идти за обществом. Окружение предлагает условия, в которых человек может жить и спокойно существовать. Подчинение общественным правилам позволяет каждому жить в мире и стабильности. Однако не всегда общественное соответствует личному. Многое зависит от того, насколько будут затронуты права и свобода окружающих. Можно вести себя негативно, если никому это не вредит. Тогда и общество будет снисходительно воспринимать негативизм подобного проявления.

Как бороться с проблемой

Примеры нонконформизма часто встречаются в нашей жизни. Примерами подобного поведения в обществе могут стать различные государственные перевороты, когда люди несогласные с установленными порядками, пытаются навязать обществу собственные ценности. В отличие от нонконформизма, негативизм чаще проявляется в повседневной жизни, не связанной с общественностью.

В случае с детьми дошкольного возраста используются различные методики психической коррекции, построенные на формате игр и сказок. При появлении негативизма в подростковом возрасте, используются когнитивно-поведенческие методики. Очень важно, суметь найти необходимую нить, которая позволит выйти на контакт с подростком, замкнувшимся в собственном мире.

Родителям важно понимать, что давление в психологическом плане, оказываемое на ребенка, может привести лишь к ухудшению ситуации. Угрозы и физическое наказание заставят ребенка замкнуться в собственном мире. Специалисты рекомендуют использовать методику мягкого воздействия, которая основывается на компромиссах. Родителям следует стараться как можно реже становиться инициаторами конфликтов с детьми.

Основная задача терапии, научить ребенка правильно взаимодействовать с окружающим миром, благодаря прививанию позитивных моделей поведения. Достижение результатов в изменении собственной поведенческой модели должно сопровождаться похвалой и пониманием. Положительное подкрепление имеет важную роль для не до конца сформированной психики.


Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и в выполнении действий, противоположных требуемым

Специфическое поведение и основные причины его проявления

Негативизм как форма поведенческой деятельности человека может быть чертой характера или ситуативным качеством. Он может проявляться в виде демонстративно выражаемого недовольства, в склонности к негативному мышлению и высказываниям, в видении в окружающих лишь их недостатков, в недоброжелательном настрое.

Рекомендуем: Оптимизм — это

Если предположить, что человек – это программируемое существо, то становится понятно, что является фактором, провоцирующим негативизм. С момента рождения и на протяжении всего детства индивидуум получает извне множество различных установок. Таким образом формируется его сознание и вырабатываются определенные реакции.

Что такое негативизм?

Негативизмом называется такое поведение человека, которое направлено на демонстративное противостояние общественному, общепринятому и нормальному. Желая проявлять свое мнение, следовать своим желаниям, жить по своему усмотрению, человек соотносит свое поведение ожидаемому. Если в обществе поведение человека считается ненормальным, неправильным или аморальным, тогда оно не приветствуется. Если человек не желает менять свое поведение и подстраивать его под общественные ожидания, тогда оно называется негативизмом.

Проявляется негативизм с самого раннего детства. И чем дальше взрослеет человек, тем больше вариаций негативизма он пробует и применяет. У детей негативизм часто проявляется в:

  1. Девиантном поведении.
  2. Противостоянии авторитетам.
  3. Непослушании.
  4. Упрямстве.
  5. Конфликтности.

Негативизм может быть чертой характера или ситуативным явлением. Это зависит от причин, по которым негативизм проявляется. Человек может в принципе вести себя не так, как того желает от него общество. Однако у индивида могут быть установки упрямствовать или противостоять в определенных ситуациях или в отношениях с конкретными людьми. Негативизм является устойчивым поведением в определенных ситуациях или в отношениях с людьми.

Негативизм изначально был чисто психиатрическим явлением, который проявлялся при постоянном противоборствующем поведении индивида под воздействием аутизма или шизофренического расстройства. Однако вскоре он перешел в психологию, где рассматривается как особенность поведения здоровых людей.

Негативизм проявляется у любого человека. Рано или поздно каждый сталкивается с такими ситуациями, когда приходится выбирать между общественными ожиданиями и собственными потребностями, желаниями. Психология рассматривает негативизм как противостояние внешнему воздействию. Это такая особенность поведения, которая проявляется при воздействии на человека извне и в противоречии его желаниям, интересам, взглядам и эмоциям.

Негативизм является необоснованным, неразумным и беспричинным поведением, которое человек порой не может объяснить. Порой негативизм становится защитным поведением, способом избежать конфликтной ситуации.

Негативизм делят на:

  1. Активный – прямой отказ от выполнения ожидаемых действий.
  2. Пассивный – невыполнение просьб вообще.

Обычно негативизм является ситуативным явлением. В определенной ситуации человек начинает протестовать, отстаивать свою позицию перед обществом. Однако при постоянной необходимости проявлять негативизм это становится чертой характера или устойчивым поведением. Человек уже в принципе становится конфликтным, который негативно относится к людям, миру в целом, ситуациям. Он становится неспособным адекватно и спокойно реагировать на окружающую действительность, поэтому всегда готов обороняться, защищаться, набрасываться, агрессивничать и пр.

Негативизм часто проявляется по причине:

  1. Кризиса возраста.
  2. Депрессии.
  3. Аддикции.
  4. Возрастных изменений.
  5. Стрессовой жизни.
  6. Начала развития психических заболеваний.

Негативизм может проявляться на уровне:

  • Вербалики. Человек прямо на уровне слов отказывается, агрессирует или демонстрирует нежелание подчиняться внешнему давлению.
  • Поведения.
  • Внутриличностного протеста. Человек внешне не демонстрирует никакого поведения, а зачастую просто ничего не делает и молчит. Негативизм возникает по причине восприятия человеком окружающего поведения и отношения как нежелание его понимать и принимать.

Негативизм может проявляться в отношении самой жизни. Она воспринимается как проблема, постоянная борьба, конфликт. Если человек воспринимает жизнь как вечную борьбу или проблему, тогда он негативно к ней относится, что естественным образом заставляет его вести себя неподобающим образом, идти наперекор и противостоять.

Причины и следствие

Подобные ситуации в психологии рассматриваются как сложные, но не критические. Своевременные профессиональные приемы помогут выявить, устранить и предотвратить негативные тенденции в поведении субъекта.

При этом не стоит думать, что негативизм – черта, характерная лишь для детей. Негативизм часто проявляется у подростков, взрослых и даже людей преклонного возраста. Причинами проявления отрицательных установок в ответ на внешние раздражители могут быть перемены в социальной жизни индивида, психологические травмы, стрессовые ситуации и периоды кризиса.

Для определения сформировавшихся негативных установок и предотвращения их развития в дальнейшем следует провести психологическую диагностику потенциального пациента. Далее предстоит работа по устранению либо смягчению негативных проявлений у субъекта. Сначала искореняется первоначальная проблема, спровоцировавшая развитие отрицательной установки.

Помимо этого исключается давление на индивида, чтобы он смог «разблокироваться» и оценить реальную ситуацию. Взрослым поможет прием самопознания, когда в ходе работы с психологом человек погружается в собственные воспоминания и может найти причину своей неудовлетворенности, чтобы исключить последствия.

Как решить проблему?

Устранить проявления негативизма можно докопавшись до корней. Для этого необходимо провести общую санацию психики. В этом поможет хороший психотерапевт. На то, чтобы разобраться в себе, необходимы годы. Для эффективности можно использовать систему Турбо-Суслик. Она ориентирована на самостоятельное практическое применение. Её преимущество состоит в том, что она не только устраняет внешние проявления проблемы, но и работает с её основами. Турбо-Суслик проводит тотальную чистку, индивидуально. Серьёзные результаты видны уже через несколько месяцев.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

  • упрямство;
  • замкнутость;
  • грубость.

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (от 11-15 лет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

  • 1 фаза – период 3-х лет;
  • 2 фаза – подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля.

Причины негативизма

Психологи выделяют следующие причины возникновения негативизма:

  1. Психические заболевания.
  2. Особенности характера.
  3. Неправильное воспитание родителями.
  4. Разрушение ценностей.
  5. Кризисы возраста.
  6. Психотравмирующие ситуации.

Негативизм развивается, когда человек не уверен в себе, беспомощен, не обладает достаточными знаниями и умениями, чтобы решать возникающие ситуации. Это приводит к инфантильности, когда индивид не способен выходить из конфликтов, решать проблемы, аргументировать свою позицию, защищать личные границы, справляться с неудачами. Здесь возникает противоречие, где человек выбирает отказаться от необходимости достигать целей. Ему легче отказаться, нежели осознать проблему и решить ее.

Вполне нормален негативизм, который проявляется в начале возникновения конфликтной или проблемной ситуации. Человек пока еще не обладает нужными знаниями, навыками или опытом, поэтому реагирует рефлексивно. Однако по мере решения проблемы и преодоления трудностей он возвращает свое стабильное состояние.

Такое возможно в кризисные возрастные периоды, когда человек меняет свою жизнь и пока еще набирается нового опыта, который связан с изменениями. Вполне нормально проявлять негативизм по мере решения проблем. Однако если человек выбирает бегство от проблем, тогда он развивает в себе устойчивое негативное поведение в подобных ситуациях.

В детском возрасте негативизм может проявляться еще и по следующим причинам:

  1. Гиперопека родителей.
  2. Отсутствие самостоятельности у ребенка в преодолении своих жизненных проблем.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]