Понятие «стертая дизартрия» в отечественной логопедии.


Дизартрия с латыни дословно переводится как «нарушение членораздельной речи». То есть наблюдается неправильное произношение слов, возникающее как следствие нарушенной иннервации речедвигательного аппарата.
Стертая дизартрия является легкой степенью расстройства. Она проявляется негрубыми речевыми дефектами, в первую очередь фонетической и просодической стороны речи.

Как развивается

Патология возникает на фоне поражения нервных волокон, иннервирующих мышцы лица. Как правило, при стертой форме заболевания поражается тройничный, языкоглоточный, подъязычный и лицевой нервы. Это влечет за собой нарушение работы компонентов речевого аппарата. Ограничивается подвижность нижней челюсти и губ, сглаживается носогубная складка, снижается активность мягкого неба, жевательных и мимических мышц. Снижается амплитуда движения языка, удержание им артикуляционной позы, развивается его тремор.

В большинстве случаев нарушение иннервации носит централизованный характер. На основании этого диагностируется несколько форм стертой дизартрии:

  • корковая – формируется при появлении небольших патологических очагов в речедвигательном центре. Страдает фонетический, то есть произносительный компонент речи;
  • экстрапирамидная – формируется при повреждении подкорковых ядер и нервных узлов и приводит к нарушению просодики речи. То есть она теряет свою выразительность;
  • псевдобульбарная – поражает проводящие пути, объединяющие кору ГМ с ядрами черепно-мозговых нервов. Вызывает дефект как фонетической, так и просодической стороны речи;
  • смешанная.

Стертая дизартрия наиболее часто встречается у детей дошкольного возраста и выявляется после 5 лет. Вызывают расстройство патологии перинатального, натального и постнатального развития ребенка. Сюда относят патологические состояния во время беременности: токсикоз и инфекционные заболевания матери, внутриутробные инфекции и гипоксия плода.

Влияют на формирование патологии и стремительные или затяжные роды, слабая родовая деятельность, кесарево сечение, резус-конфликт, родовая травма.

В постнатальном периоде, в основном на 1–2 году жизни, к расстройству приводят различные заболевания: грипп, частые ОРВИ, пневмония, инфекционные процессы и патологии пищеварительного тракта, судорожные приступы на фоне гипертермии, ДЦП, энцефалопатии, гидроцефальный синдром, перинатальное поражение ЦНС.

У подростков же дизартрия в стертой форме может присутствовать, начиная с дошкольного возраста, или имеет приобретенный характер. Подростки могут приобрести расстройство вследствие травмы или опухоли головного мозга, нейроинфекциях, нарушениях мозгового кровообращения.

Если дизартрия развивалась у ребенка с малых лет, то, вполне возможно, он страдает дисграфией, то есть грамматически необразован, а также имеет некоторые проблемы с чтением, восприятием и пониманием речи. Если же заболевание было приобретено уже в старшем возрасте, то присутствует только дефект произношения. Письменная речь, понимание сказанного по отношению к нему сохраняется.

Причины патологии

Логопеды и неврологи насчитывают множество скрытых и явно выраженных причин, способствующих развитию заболевания. Механизм возникновения нарушения связан в 60% случаев с инфекционным поражением головного мозга в перинатальный или послеродовой период. Не исключен фактор наследственности, если мама или папа страдали данной патологией в детстве.

К распространённым факторам, стимулирующим развитие дизартрии, относят:

  • неправильное развитие плаценты;
  • токсикоз в период вынашивания малыша;
  • инфекционные поражения мозга у новорожденного;
  • стремительные или длительные роды;
  • перенесенное вирусное заболевание во время беременности;
  • несовместимость резус-фактора.

Фонетическая часть речи

При стертой дизартрии страдает, прежде всего, произношение звуков, из-за чего речь таких людей не совсем понятна для восприятия. Однако встречаются такие формы заболевания, при которых речевые дефекты весьма скромные и на первый взгляд не различаются.

При данной патологии наблюдается смешение, искажение, замена или пропуск отдельных звуков. В первую очередь страдают те из них, которые требуют в своем произношении вмешательства кончика языка. Самый показательный признак, диагностируемый в 80% случаев, это искажение произношения звука [р], в 65% случаев страдает звук [л]. Они заменяются ребенком на более простые в произношении звуки [й] или [г].


Распространено также межзубное произношение шипящих и свистящих, например, [ж], [ш], [з], [с], и оглушение звонких звуков.

Интересно то, что если эти звуки произносятся человеком изолированно, то сложностей в этом не возникает. Но стоит включить их в речь, контроль теряется, и их произношение искажается. То есть, таким людям сложно поставить их на автоматическое воспроизведение.

Установлено, что большинство детей со стертой формой дизартрии не используют в обиходе много стандартных слов, путают близкие по произношению слова, при сочетании нескольких согласных в слове, опускают их.

Речь дизартриков с легкой степенью расстройства смазанная и не совсем разборчивая.

Прогноз и профилактика

Дизартрия не угрожает физическому здоровью ребенка. Однако, если игнорировать проблемы с речью ребенка, в будущем они могут стать причиной психологических и социальных затруднений. Необходима правильная диагностика старательное выполнение рекомендаций врачей.

При регулярном и тщательном выполнении упражнений, а также подключении всех необходимых видов реабилитации, с симптомами стертой дизартрии можно справиться и в будущем речевые нарушения полностью исчезнут.

Оцени-ка страничку!

Добавить комментарий Отменить ответ

Просодическая часть речи

У детей и подростков, имеющих легкий дизартрический статус, также страдает и просодическая сторона речи. Она характеризует мелодичность, темп и тембр, длительность произношения и обусловливает внятность и разборчивость речевого рисунка.

В первую очередь отмечается отсутствие интонации голоса. Дети не могут выразительно прочесть стих, менять интонационные аспекты. Они не способны интонационно передать эмоцию, диапазон голоса утрачивает свою широту. Теряются паузы между фразами. Присутствует назальный оттенок голоса. Особенно страдает повествовательные высказывания. В целом речь становится монотонной и невыразительной.

В связи с тем, что при стертой дизартрии речевое дыхание замедляется, нарушается выдох, дизартрики говорят на вдохе. Поэтому они разговаривают, что называется, взахлеб.

Тембр голоса напрямую зависит от эмоционального статуса. Если в психологическом статусе преобладают процессы торможения


, то голос становится тихим, приглушенным, приобретает хриплый или сиплый оттенок. У возбудимых дизартриков голос звонкий, переходящий на крик.

Темп речи также может разниться: у одних он ускоренный, и в этом случае гласные выпадают из слов, а у других – замедленный, тогда гласные, наоборот, чрезмерно растягиваются.

Ритмически речь тоже страдает. Она утрачивает свою чеканность, ударение в словах расставляется неправильно. Это влияет на произношение, делая его необычным и частично непонятным для восприятия.

Классификация

Пациенты со стертой дизартрией делятся на три группы по степени нарушения речевого развития:

  1. Коммуникативная способность развита, но имеются проблемы с восприятием и применением предлогов и сложных глаголов. Речевые связи хорошие, словарный запас достаточный для возраста ребенка. Вызывает затруднение произношение сложных в артикуляционном плане слов. Возможна затрудненная пространственная ориентация.
  2. Помимо нарушения произношения звуков и неразвитой интонационной способности, отмечается изменение фонематического восприятия. Совершаются ошибки в проговаривании похожих фонем и слов. Словарный запас недостаточный для возрастной группы. Вызывает затруднение образование слов, согласование частей речи при построении предложения.
  3. Отмечается выраженное речевое и фонематическое нарушение. Словарный запас низкий. Возникают проблемы при построении слогов. Не соблюдаются грамматические нормы.

Эта условная классификация необходима, чтобы разделить детей в дошкольных и школьных учреждениях для проведения терапии.

Другие отклонения

Нарушение иннервации отдельных групп мышц не только расстраивает привычный для нас характер речи. Обращает на себя внимание и общий вид больного. Обращает на себя внимание дефицитом мимики. Носогубная складка и углы рта асимметричны. В процессе речевой активности беспокоит гиперсаливация, поскольку нарушается способность сглатывания слюны.

При парезах лицевых мышц они теряют тонус. Губы и углы рта опущены, язык малоактивен, не в полную силу участвует в словообразовании. Такие особенности влияют на интонацию и выразительность сказа. За счет слабости жевательных мышц нижняя челюсть не удерживается в приподнятом положении, из-за чего теряется возможность держать закрытым рот. Слабость мышц усиливается при артикуляционной нагрузке.

При спазме мимической мускулатуры мимика отсутствует, мышцы твердые на ощупь и напряженные. Губы как будто постоянно находятся в улыбке за счет спазма верхней губы. Они практически не участвуют в словообразовании. Невозможно сложить их в трубочку или вытянуть вперед.

Страдает артикуляция, нарушается переход от одной артикуляционной позы к другой. Из вегетативных расстройств наблюдают потливость, цианоз рук и стоп.


Дизартрики способны выполнить практически все артикуляционные пробы: улыбнуться, надуть щеки и т.д. Однако их качество выполнения заметно страдает, отличается нечеткостью, смазанностью, недостаточной амплитудой, вялостью.

Такие дети легко возбудимы, чрезмерно суетливы или, наоборот, заторможены. Снижается работоспособность, страдает внимание и память.

Возникают трудности в мелкой моторике рук, а также и в общей моторике. При физических нагрузках дети быстро утомляются, им сложно поддерживать ритм и темп движений, переключаться с одного их вида на другой.

Стертая дизартрия у взрослых

Для взрослых патология нехарактерна, но все же встречается. Стертая дизартрия диагностируется при:

  • опухолях в центральных зонах головного мозга;
  • ухудшении циркуляции крови в мозговых тканях;
  • демиелинизирующей болезни ЦНС;
  • инсульте;
  • сифилисе, поразившем мозговые ткани;
  • черепно-мозговой травме;
  • гнойнике в мозжечке;
  • отравлении тяжелыми токсинами;
  • паркинсонизме;
  • рассеянном склерозе;
  • тяжелом инфекционном поражении организма;
  • кровоизлиянии в мозг;
  • тяжелых нервных патологиях;
  • аутоиммунных заболеваниях, поразивших нервные и мышечные ткани;
  • сосудистых патологиях;
  • спинальной мышечной атрофии;
  • олигофрении.

В зрелом возрасте патогенез дизартрии обусловлен длительным нахождением в бессознательном состоянии из-за поразившего организм заболевания или черепно-мозговой травмы.

Иногда провокатором патологии становится некачественно проведенное хирургическое вмешательство на головном мозге. С легкой дизартрией могут столкнуться люди, злоупотребляющие спиртными напитками, не соблюдающие дозировку и курс приема определенных медикаментов, принимающие наркотики. В группе риска, не считая младенцев, находятся подростки и старики. У людей среднего возраста болезнь почти не диагностируется.

Дизартрия имеет приобретенную этиологию, не передается по наследству. Передаваться могут только некоторые заболевания головного мозга, провоцирующие нарушение речи.

Упражнения при стертой дизартрии

Рекомендуется делать дыхательную гимнастику, разработанную педагогом А. Н. Стрельниковой: резко вдыхать при наклонах, выдыхать при распрямлении тела.

Логопеды предлагают различные коррекционные упражнения для мышц губ, щек, языка, челюстей, которые после консультации можно проводить самостоятельно. Из простых упражнений можно отметить:

  • поочередное и одновременное надувание щек;
  • втягивание щек между челюстями;
  • рассасывание сахара или конфеты за щекой;
  • вибрационные движения губ;
  • открытие и закрытие рта со щелканьем зубами;
  • вытаскивание зажатой в зубах марли или бумаги;
  • облизывание губ.

Хороший эффект в развитии звукопроизношения дают скороговорки и стишки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]