Задания дыхательной гимнастики
Исполнение упражнений помогает добиться таких результатов:
- активизация мышц;
- регуляция ритма, темпа и соотношения вдохов и выдохов;
- освоение техники диафрагмального дыхания.
Гимнастику сопровождают звуками, их сочетаниями и словами. Тренировки должны быть систематическими и грамотно сложенными. Это способствует быстрому выздоровлению ребенка.
Задача комплекса заключается в стабилизации дыхания, обеспечении его плавности в процессе произношения слов. Количество воздуха на выходе должно быть достаточным, чтобы фразы не прерывались. Первоначальные занятия лучше проводить со специалистом, после этого их можно исполнять в домашних условиях. Со временем уровень сложности упражнений повышают.
Общие правила выполнения упражнений
Заикание – название простонародное, в медицине оно характеризуется, как логоневроз. При выполнении специальных упражнений следует соблюдать общепринятые правила, особенно если это касается детей:
- Создается доброжелательная обстановка – без нареканий, упреков, принужденности. Главное – соблюдать терпение.
- Не всем детям нравится заниматься, поэтому необходимо увлекать ребенка, создавая вид игры.
- Если человек напрочь отказывается от выполнения упражнений, не заставляйте его. В этом случае придется принять выжидательную тактику, после чего проводить занятия в процессе общения. То есть больной не должен подозревать о том, что это лечебное мероприятие.
- При артикуляционной зарядке больной должен стоять перед зеркалом, чтобы контролировать правильность и точность каждого упражнения.
- Зарядка проводится систематически, без длительных перерывов и пропусков. В противном случае невозможно добиться желаемого результата. К тому же это позволит малышу привыкнуть, и в последующем он станет заниматься самостоятельно, не осознавая этого.
- Минимальный срок продолжительности – 2 месяца.
Виды дыхательной гимнастики
Существует такое разделение упражнений:
- статистические – выполняются без движений;
- динамические – производятся с добавлением элементов движения.
Существует несколько поз для их выполнения:
- лежа на спине;
- сидя на стуле;
- стоя;
- в движении.
Начальные упражнения лучше выполнять лежа. Эта поза является наиболее удобной. После этого гимнастику выполняют в других положениях. Когда ребенок начинает полностью контролировать дыхание, тренировки прекращают.
Голосовые упражнения
При помощи упражнений на голос можно добиться значительных результатов и избавиться от заминок в речи:
- Пение считается самым высокорезультативным методом. Для этого нужно включить музыку с песнями, которые Вам хорошо знакомы. Условие – ударение при напеве должно быть на гласные буквы («о», «а», «е» и пр.).
- Существует множество звучных слов, которые можно использовать для тренировки. Например, «калина», «солнышко», «кошечка» и т. д. Задача состоит в том, чтобы одно и то же слово произносить в разных интонациях – ласково, злобно, мягко, грубо.
- Театрализованные постановки актуальны больше для детей, но и взрослые люди могут в них участвовать. Особое условие – роль должна содержать много фраз и предложений.
- В этом занятии принимает участие сразу 2 человека. Один бросает мяч, а другой ловит. Каждый из участников должен резко произнести слово: если оно съедобное, мяч нужно поймать, если нет – оттолкнуть обратно.
- Можно использовать простые слоги – ца-ца, шо-шо, не-не и т. д. Изначально они произносятся в медленном и плавном темпе, далее происходит ускорение. В итоге больной должен научиться говорить их четко и ритмично.
Общие рекомендации
Перед занятиями необходимо проветрить помещение и прибраться в нем. Запрещается делать гимнастику после приема пищи. Одежду лучше выбрать легкую, из натуральной ткани. Задания комплекса и темп их проведения нужно дозировать правильно.
Техника логоритмических упражнений предусматривает такие рекомендации:
- Вдох делают носом (губы слегка сомкнуты), а выдох – ртом. Перерывов между ними не должно быть.
- Ребенок должен вдыхать не на полную силу, а также не нужно выдыхать весь воздух. Делают это естественно, без особого усердия.
- Делая выдох, произносят слитно несколько слов (3–4).
- В больших предложениях делают смысловые паузы.
- Стоит следить, чтобы дыхание было ровным и спокойным.
- Мышцы должны быть расслаблены. Двигать плечами при выполнении комплекса запрещается.
Упражнения для мышц
Звуки выдавливаются из гортани посредством тесного взаимодействия мышечной системы и голосового аппарата, поэтому разработка мышц играет немаловажную роль. Правильное дыхание создается диафрагмой, которая окружена мышечными волокнами. Представленные ниже упражнения укрепляют голосовые связки, улучшают функциональность легких.
Пример эффективных занятий:
- Встать прямо, сделать вдох как можно глубже. Вы должны почувствовать, как увеличивается объем в грудной клетке. Далее быстро и ритмично выдохните, сопровождая звуками по типу «ху-у-у-у-у-у». Один цикл дыханий составляет 15 раз. Минимальная дневная норма упражнения – 10 раз.
- Задержите дыхание на полминуты, выдохните.
- Исходное положение – стоя на ногах. Часто и быстро двигайте брюшной стенкой, увеличивая давление на пресс.
- Для увеличения экскурсии грудины и ускорения процесса кровоснабжения полезно ежедневно бегать минимум по 15 минут.
- Нетрадиционная медицина рекомендует занятия йогой. Конкретный комплекс подбирает специалист.
Упражнения метода А. Н. Стрельниковой
Самый популярный вид дыхательной гимнастики, который рекомендуют при логоневрозе, разработан оперной певицей Стрельниковой для борьбы с приступами удушья. Со временем был признан специалистами как эффективный метод против заикания. Он отличается простотой, поэтому подойдет даже дошкольникам.
Логопедические занятия должны происходить 2 раза в день: утром и вечером. Их продолжительность – не более получаса. Большое внимание в комплексе Стрельниковой уделено вдохам. Они должны быть быстрые. В первые дни выполняют 8 «вдохов-движений» в 12 подходов (с интервалом в несколько секунд).
Стоит учесть, что при выполнении заданий может возникать несильное головокружение.
Комплекс большой. Ниже приведены часто используемые упражнения для борьбы с логоневрозом.
«Ладошки»
Руки согнуты в локтях, подняты до уровня плеч. Ладони распрямлены, направлены параллельно полу. Производят 4 резких вдоха, сжимая ладони. Выдох должен быть протяжный, через рот, ладони в это время разжимают. Дальше делают маленький перерыв. При необходимости интервал между подходами увеличивают до 10 с.
«Погончики»
Исполняют стоя. Руки на поясе, кисти зажаты в кулаки. Вдох – плечи напрягают и поднимают. Выдох – плечи опускают, кулаки поднимают, образуя погоны.
«Насос»
Поза: стоя, ноги на ширине плеч. При громком вдохе делают наклон вперед, вытягивая руки к полу и округляя спину. Выдох медленный и спокойный.
«Обнять плечи»
Выполняют стоя, руки сгибают в локтях, локти направляют вниз. Делают шумный вдох, обнимая себя за плечи, а голову отводят назад. Выдох должен быть свободный.
«Кошка»
Становятся на четвереньки. Быстрый вдох – округляют спину, голову наклоняют вниз. Медленный выдох – выпрямляются.
«Маятник»
Поза: стоя (можно сидя), ноги на ширине плеч. Громкий и быстрый вдох – наклониться вперед и потянуться руками к полу. Резкий выдох – возвращение в исходное положение.
Логопедические упражнения
Главный специалист, который проводит занятия – логопед. Он разрабатывает индивидуальную схему лечения. Методик существует множество, но есть и стандартные логопедические упражнения:
- Разработка языка (повторять каждое упражнение минимум 10 раз): человек надувает щеки, после чего проводит языком вдоль собственных зубов с соблюдением ритмичности;
- высунуть язык наружу и снова засунуть в ротовую полость – движения быстрые;
- закладывание языка под губы (верхнюю и нижнюю);
- скручивание органа в трубочку.
Во время занятий логопед должен стараться раскрепощать пациента, чтобы он не ощущал неловкости, находился в спокойном состоянии. Довольно часто врачи прибегают к методу разговора «по душам». Если затронуть тему, которая волнует больного, то он начнет безостановочно об этом говорить. Это приведет к тому, что сам человек неосознанно станет произносить речи без заикания.
Другие упражнения
Кроме масштабного комплекса Стрельниковой, существуют иные виды дыхательной гимнастики:
- Ребенок ложится на спину. Вдыхает, надувая живот. После этого делает медленный выдох со звуком «Пфафф». Дыхание – ровное, спокойное. Можно положить малышу на живот мягкую игрушку, тогда он с интересом будет наблюдать, как она опускается и поднимается.
- Из ваты делают небольшие шарики и дуют на них вместе с ребенком. Задание потом усложняют, выкладывая комочки на махровое полотенце, когда ребенку понадобится больше воздуха и силы, чтобы сдувать их.
- Малыш задерживает дыхание на максимально возможное время.
- Мыльные пузыри также послужат хорошей гимнастикой.
- Малыш может дуть в воду с помощью соломинки.
Эти упражнения очень увлекательны для детей. Они будут выполнять их с удовольствием.
Игровые упражнения
Игры при заикании можно условно разделить на два типа: расслабляющие и ритмичные. Первые снимают спазм мышц лица, их нужно проводить вечером, на ночь. Вторые работают как тренажер для отработки ритма дыхания, развития скорости речи. Активные игры предлагайте ребенку в первой половине дня.
Футбол
Увлекательная игра для нормализации произношения звуков при заикании. Понадобится большой кусок ватки, несколько игрушек для организации команды. Ребенок кладет ватку перед собой, набирает носиком воздух в легкие и дует на нее ртом, пытается забить гол импровизированным мячом в ворота плюшевых соперников. Медведей, зайцев ставьте от ребенка в 40-50 см на столе. Обязательно говорите, в какую сторону должна укатиться ватка, чтобы воздушная струя была направленной к цели.
Не забывайте хвалить малыша за правильно выполненные задания, подключайте дух соперничества и азарта.
Птенчик
Ребенок импровизирует пение птиц любыми гласными. Важно вдыхать воздух носом, тянуть звук как можно дольше. Предлагайте петь не только ровно, протяжно, но и делать звонкие переливы: а-а-а-о-о-о-у-у-у, и-и-и-е-е-е-э-э и другие.
Посчитай
Ребенок кладет руку на животик, делает глубокий вдох носом. Загибает пальцы на свободной руке, считает пальчики на одном выдохе. Постепенно усложняйте задания, увеличивая конечное число. Ребенок в возрасте до 6 лет может считать на одном выдохе до 5, после 6 лет — до 10, загибая пальцы на обеих руках.
Кошка
Эта игра помогает ребенку контролировать плавность речи. Малыш встает, скрещивает руки на груди. Наклоняется в стороны, на выдохе поднимается в исходное положение и произносит гласные: а-а-а, у-у-у, и-и-и, э-э-э. Важно тянуть их долго, не вдыхать повторно, можно пропевать.
Кувшинчик
Игра необходима для формирования голосоподачи и речевого дыхания. Ребенок поднимает руки вверх, как будто собирается нырнуть в воду, вдыхает носом очень глубоко. Опускает руки как пловец, нагибается полностью и пропевает длинные звуки (гласные). Для следующего вдоха нужно встать в исходное положение.
Свечка
Игра формирует плавное слоговое произношение. Ребенок произносит слог: Ма-а-а, Па-а-а, Ру-у-у, Зи-и-и, по выбору педагога. Складывает руки ладонями друг к другу. Вдыхает носом воздух. В момент артикуляции делает зигзагообразные движения руками, опуская их вниз, изображая пламя свечи. При этом плавно пропевает один из слогов.
Машина
Ребенок садится на стул, позади усаживается педагог. Они изображают автомобиль. Сначала крутят руль и жужжат как мотор: ж-ж-ж. Звук произносят без остановок, на одном дыхании. Затем машина останавливается, ребенок делает глубокий вдох, пожимает плечами. Это помогает снять мышечное напряжение.
Насос
Можно включить в игру, связав с предыдущим упражнением. Скажите малышу, что у машины пробило колесо и его нужно накачать для продолжения пути. Ребенок встает, поднимает руки до груди. Вдыхает глубоко, опускает насосик до пола, в это время протягивает гласные по заданию педагога или родителя.
Посмотрите этот комплекс упражнений в видео-формате:
На заметку: по мнению доктора Комаровского, выбирать между медикаментозным и релаксационным (массажи, дыхательная гимнастика) лечением заикания у детей не нужно, необходимо сочетать оба метода коррекции.
Артикуляционная гимнастика
Очень эффективный способ лечения заикания у детей, который применяют вместе с дыхательными упражнениями. Во время выполнения гимнастики тренируются мышцы артикуляционного аппарата. Комплекс включает следующие упражнения:
- надувание щек – сначала вместе, потом — по отдельности;
- похлопывание губами (движения рыбы);
- поочередное надавливание языком на щеки;
- надувание щек, а потом спускание воздуха ударом кулака по ним;
- «чистка» зубов языком;
- покусывание губ.
Кроме того, ребенок может несколько раз покашлять или позевать. Делать это нужно с открытым ртом.
Ритмическая гимнастика
Довольно часто у заикающихся людей отсутствует правильное чувство ритма, поэтому его важно развивать. Это позволит снизить нервозность и тревожность (что, зачастую, возникает у больных при произношении слов). Достаточно совершать всего два действия:
- Читать стихи или прозу, но с выражением, так как одновременно с этим надо постукивать пальцами по поверхности стола. Главное условие – совпадение такта стуков с чтением.
- Произносить слова текста нужно под музыкальное сопровождение. Причем на каждом занятии музыка должна быть разной.
Другие методы коррекции заикания
В дополнение к основной терапии используются и другие упражнения, которые тоже обладают высокой эффективностью:
- Очень полезно нараспев произносить мягкие ноты. Чтобы заинтересовать ребенка, достаточно в игре использовать обычный мяч. Например, при его броске на пол, произносится «до», об стену – «ми» и т. д.
- Колокол. Изначально басом нужно пропеть «бо-о-о-ом», затем, сделав голос немного тоньше – «бэ-э-э-э-эм», потом – «би-и-и-им». После этого озвучить «колокол» в обратном порядке.
- Произносить нараспев гласные буквы с нарастанием и убыванием громкости: сначала тихо, потом громче, еще сильнее, а затем тише.
- Фыркать, как лошадь, задействуя губы.
- Надувать и сдувать щеки.
- Покусывать поочередно губы.
- Перекидывать язык из одной стороны рта в другую.
- Надуть щеки и втянуть внутрь ритмично.
- Открыть ротовую полость, создать искусственную зевоту (сильно зевнуть 6 раз), после чего не закрывая рта, столько же раз прокашлять.
Особенности занятий с детьми
В отличие от взрослых, дети еще не осознают всю сложность проблемы с речью. Поэтому у них нет особого желания проводить постоянные тренировки. Следовательно, родители должны их к этому подталкивать, но так, чтобы малышу занятия были не в тягость. Для этого нужно придерживаться таких правил:
- Никогда не заставляйте и не доводите ребенка до слез уговорами. Просите сделать то или иное упражнение ласковым тоном. Помните, дети должны находиться в спокойном состоянии.
- Исключите дома крики, ссоры и скандалы. Когда малыш находится в доброжелательной обстановке, в нем просыпается интерес к занятиям.
- Всегда преподносите тренировки в качестве игры.
- Не пытайтесь заниматься с ним в присутствии посторонних людей. Малыш замкнется.
- Контролируйте его дыхание и точность выполнения каждого действия. При этом поправляйте неправильные движения с любовью.
- Больше пойте вместе, разучивайте стихи. Сначала в медленном темпе, потом ускоряясь.
- Снизьте количество требований в повседневной жизни, чтобы оставалось больше времени на занятия.
- Всегда хвалите и поощряйте.
- Никогда не говорите ребенку о том, что его заикание – это позорно.
- Обязательно обращайтесь за помощью к специалистам.
Особенности упражнений для взрослых
Взрослым людям гораздо проще проводить тренировки, потому что они осознают суть проблемы, умеют концентрировать внимание, понимают, как правильно делать упражнения. По этой причине особых требований к ним нет. Главное – строго следовать рекомендациям лечащего доктора, не заниматься самолечением и не слушать советы тех, кто далек от медицины.
Упражнения от заикания являются основой для избавления от данной проблемы. На просторах Интернета можно найти множество самых разнообразных рекомендаций по выполнению тренировок, комплексов занятий. Но здравомыслящий человек должен руководствоваться предписаниями доктора, который составит индивидуальную схему ЛФК на основании разных факторов.