Как увидеть признаки стресса у ребенка и помочь ему

Ребёнок, живущий социальной жизнью, ходит в школу, общается с друзьями, посещает различные мероприятия и места массового скопления людей. Следовательно, поводов, чтобы испытать как положительные, так и отрицательные эмоции предостаточно. Подростка тоже может постигнуть стресс. Как уберечь ребёнка от него? Психологи советуют играть. Простые и эффективные игры помогут снять нервное напряжение у ребёнка, избавиться от тревог и научат выражать эмоции. Поэтому родители должны знать, что делать, если у подростка стресс, и как уберечь его.

Симптомы стресса у детей

Дети, подверженные стрессу, имеют перепады настроения. Они могут веселиться и играть, а через минуту уже полезут в драку, потому что будут чем-то раздражены. Дети в стрессовом состоянии плохо засыпают, могут просыпаться среди ночи, у них отсутствует четкий график сна. При стрессе у детей иногда развивается ночное недержание мочи. То есть ребенок не встает в туалет и не терпит рефлекторно до пробуждения, а «делает дело» в штаны.
Характерны и физические ощущения, такие как головные или абдоминальные боли. Детям в стрессе сложно контролировать внимание, что сразу отражается на оценках в детском саду и школе. Ребенок получает замечания от учителя. Малыш может замкнуться в себе, избегая игр, прогулок с друзьями и общения с членами семьи.

Маленькие дети при стрессе становятся подвержены многим негативным привычкам. Они могут начать грызть кожу вокруг ногтей или сами ногти, сосать большой палец, ковыряться в носу, облизывать или закусывать губы и т. д. Дети школьного возраста и старше в некоторых случаях начинают запугивать окружающих, много врут, пытаются доказать свою независимость и самостоятельность. Реакция на просьбы родителей и учителей может быть неадекватной, в том числе, агрессивной. Для ребенка, который живет в стрессе, характерны страхи и кошмары. Он становится излишне суетливым. На небольшие проблемы и препятствия реагирует необычайно бурно.

Как справиться со стрессом: помогаем дошкольнику

Как помочь чаду и сохранить с ним добрые отношения? Вот советы психологов для родителей, если ребенок перенес стресс.

Найдите причину

Причина сильного, кратковременного стресса лежит на поверхности. Хронический стресс в жизни ребенка имеет накопительный эффект и дает о себе знать спустя время. Хотите помочь чаду — ищите и устраняйте стрессор.

Дайте чувство безопасности

Будьте рядом, успокаивайте кроху, напоминайте о своей любви к нему, обнимайте. Разговаривайте с ним спокойно, ровно, доброжелательно. Дитя не хочет идти в детский сад, боится оставаться без вас? Объясните ему, что уходите ненадолго.

Контролируйте поведение

Кроха капризничает, истерит, противоречит? Не спешите наказывать — это признаки стресса. Обсудите с ним причину такого поведения, помогите объяснить словами свои чувства. Детки в раннем возрасте не понимают, что с ними происходит, не могут контролировать эмоции. Помогите выплеснуть их конструктивно. Обозначьте границы дозволенного поведения.

Причины

Причиной стресса у ребенка (как и у подростка) могут стать такие факторы:

  • смена места жительства (например, семья переезжает в другой город)
  • ссоры или расставания с близкими людьми (друзьями или родственниками)
  • изменения в распорядке дня, к которым крайне тяжело адаптироваться
  • давление со стороны сверстников (если ребенок является «белой вороной» или попал не в ту компанию)
  • подготовка и сдача экзаменов, собеседования в детский сад или другое образовательное учреждение
  • начало и конец учебного года
  • игры за компьютером много часов в день, особенно «стрелялки»

У детей в возрасте до 6 лет расставание с мамой, папой (или бабушкой или дедушкой) при посещении учебного/воспитательного заведения может вызывать стресс. Если у кого-то из родителей ребенка стрессовое состояние, это отражается на семье, в том числе на психологическом комфорте малыша.

Стресс может быть вызван и мировыми новостями, которые ребенок слышит по телевизору, радио, от взрослых и т. д. Это могут быть войны, стихийные бедствия. Ребенок начинает переживать о своей безопасности и положении дорогих ему людей, которых теоретически могут затронуть услышанные/увиденные события.

Экологические стрессы

Это особый вид стрессов у детей, связанный с климатическими изменениями. На детской психике отражаются в значительной мере загрязнения воздуха, смена погоды (например, когда среди лета становится резко холодно, и идут дожди). Стресс могут вызвать смены температуры воздуха, а также колебания давления.

Качество воды также относится к фактору экологических стрессов. Загрязненная токсинами или другими веществами еда может оказать негативный вред как на физическое, так и на психологическое состояние малыша. Дети, которые подвержены экологическим стрессам, чаще болеют инфекционными болезнями, у них развиваются аллергии и стресс-связанные расстройства.

Стадии

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

Тревога

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

Сопротивление

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

Истощение

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Влияние стресса на организм

При стрессе растет уровень психического напряжения, ребенок находится в бодром состоянии. Психика занята сверхконтролем. Это приводит к тому, что различные мелочи вызывают у малыша беспокойство, он постоянно находится на гране нервного срыва. У малыша появляются тревожные ожидания, например, он постоянно боится, что с мамой и папой по пути с работы что-то случится (собьет машина, нападет грабитель и пр.).

Стресс становится причиной инсомнии. Проявляется это с беспокойном сне и очень тяжелом засыпании. Память ребенка ухудшается, внимание сложно удержать на одном объекте или рассказе учителя. Стресс мешает работе вегетативной нервной, эндокринной систем и головного мозга. Надпочечники начинают вырабатывать излишнее количество таких гормонов как адреналин и кортизол. Дети в стрессе очень быстро устают. Мышцы их тела напряжены, особенно аксиальная мускулатура, что приводит к болевым ощущениям.

Стрессы повышают риск сердечно-сосудистых патологий в 4 раза. Они влияют на самоконтроль, ухудшая его. Импульсивное поведение, которое при этом возникает у детей, можно ошибочно принять за нехватку внимания и синдром гиперактивности. В 10-25 случаях из 100 у ребенка при постоянном стрессе фиксируют рецидивы и обострения болезней внутренних органов.

Профилактика стресса у детей

Адаптироваться организму к различным факторам окружающей среды лучше всего помогут режим дня и адекватный потребностям малыша отдых. Ребенок в зависимости от возраста должен спать определенное количество часов. Для взрослых норма составляет 8 часов, но она может колебаться в каждом конкретном случае. Профессиональные спортсмены часто спят дольше, их организму требуется дополнительное время на восстановление, по сравнению с организмами среднестатистических людей. Дети, которые занимаются с раннего возраста спортом или танцами в активном режиме, также спят чуть дольше, чем дети со средней для своего возраста физической нагрузкой. Также сон дольше у гипотоников: людей, для которых характерное пониженное артериальное давление. Максимальная длительность сна у младенцев.

Гигиена сна

Как детям, так и подросткам, и взрослым людям врачи советуют ложиться спать в одной и то же время. Например, приучите малыша, что подъем будет в 8 часов, а «отбой» — в 22 часа. Нельзя ложиться спать слишком рано, это собьет режим и суточные ритмы организма. Не советуют ложиться спать в негативных эмоциях (в расстроенном состоянии, гневе и пр.). Лучше перед укладыванием в кровать успокоить ребенка и настроить на позитивный лад.

Перед сном можно принять прохладный душ. Это не должна быть совсем холодная вода, просто не такая горячая, как, например, в другое время суток. Такая процедура будет способствовать быстрому засыпанию. Мышцы под душем должны расслабляться, потому при принятии душа рекомендуется прислушиваться к своему телу, регулируя длительность принятия водных процедур и комфортную температуру воды. В вечернее и ночное время нельзя применять контрастный душ, а также холодные или горячие ванны. Они активизируют организм, и будет очень сложно заснуть.

Приучайте ребенка, что на кровати нужно только спать. Играться и читать нужно в других местах. Иначе организму будет тяжело сориентироваться, почему в кровати он должен заснуть, если обычно на этом месте происходят другие интересные вещи. Следует контролировать, что и сколько ваше ребенок кушает вечером. Тяжелую и жирную пищу в вечернее время нужно исключить. Допустима нежирная рыба, нежирные сорта мяса, овощи, фрукты, творог, цельнозерновой хлеб, но не позже, чем за 3 часа до сна. Ни в коем случае нельзя переедать, следите за размером порции ребенка. Сладости лучше вечером не есть, даже если вес тела в норме.

Компьютерные игры (как и игры на смартфонах и т.п.) активизируют нервную систему. Потому ближе к вечеру (именно вечером, а не перед самым отходом ко сну) нужно перейти на спокойные игры, чтение, разговоры, просмотры телепередач про природу. Отучайте ребенка весь вечер играть в компьютерные игры. Стрессы и умственная нагрузка в вечернее время суток должны быть минимальны. Уроки лучше делать не менее чем за 4 часа до сна.

Физическая активность

Физическая нагрузка должна присутствовать в жизни ребенка, но все упражнения и танцы нужно закончить за 3 часа до сна или раньше. Физические упражнения лучше выполнять утром и днем, они пойдут на пользу и нервной, и мышечной системе, и всему организму в целом. Нагрузка должна быть регулярной. Это повышает выносливость организма и помогает «снять стресс».

Эффективны интервальные тренировки. Это циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки, общая длительность которых составляет от получаса до 40 минут. В неделю можно заниматься как 3 раза, так и каждый день. Нужно смотреть по интересу ребенка и его физической подготовке. Если вы только начинаете физические упражнения любого характера, стартовать нужно с минимальной и редкой нагрузки, постепенно максимизируя частоту и интенсивность.

Детям можно бегать, заниматься спортивной ходьбой (лучше — по пересеченной местности), ездить на велосипеде, на лыжах. Рекомендуются различные виды фитнеса, в том числе аквааэробика. Ребенка можно отдать на танцы. Предпочтение отдается спортивным танцам, которые развивают внутренний мир малыша, его чувство ритма, умение работать в команде, самодисциплину, а также помогают избавиться от стрессового состояния, расслабив психику и мышцы. Также рекомендуется плавание в бассейне. Это могут быть тренировки с родителями или групповые занятия с тренером. Также хорошими вариантами физической нагрузки для детей как профилактики стресса являются большой теннис и различные виды борьбы.

Лучше всего чередовать ритмичные виды физических нагрузок с релаксационными практиками, такими как йога, стрейчинг и пилатес. Но это рекомендуется в основном для подростков и взрослых, для детей такие варианты почти не рассматриваются. Упражнения такого характера нужно делать 1-2 раза в неделю, чтобы укрепить опорно-связочный аппарат. Это особенно актуально для детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.

Физические нагрузки должны в большинстве своем начинаться с разминки на протяжении 10-15 минут, после чего следует 20-30 минут физической активности интенсивного характера, а далее следует так называемая «заминка», которой завершается тренировка. Она длится от 10 до 15 минут в среднем. Темп ее не такой активный, как разминки. Кушать детям можно за час-полтора до физических занятий. У детей быстрый метаболизм, потому вариант «покушать за 3 часа до тренировки» не рассматривается. В противном случае у организма случается так называемый метаболический стресс. Маленький спортсмен может упасть в обморок и т. п.

Признаки стресса у подростка

— Повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность — Резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты — Недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться» — Злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни — Резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби — Частое курение, регулярное распитие спиртного — Замкнутость подростка, отдаление его от близких и друзей — Резкое снижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах

Здоровое питание от стресса

На организме негативно отражается плохое качество пищи. В основном те продукты, которые продаются в супермаркетах, нельзя назвать здоровыми. К выбору продуктов питания, особенно для детей, нужно подходить тщательно. Питание плохой едой снижает устойчивость организма малыша к стрессовым факторам. Пища должна быть богата витаминами и минералами в нужном для организма количестве, это называют сбалансированным питанием. Если питание несистематично, преобладают полуфабрикаты, блюда из кулинарии супермаркетов, фаст-фуд, то нарушается работа головного мозга, нервной системы, у ребенка становится слишком изменчивое настроение.

Дефицит магния как фактор стресса у детей

На сегодня в организме детей часто не хватает магния. Если вы заметили, что ребенок слишком возбудим, стал беспокойным, раздражительным, быстро устает, находится в подавленном состоянии, стоит сдать анализ на магний, чтобы определить его количество в организме. Магний является незаменимым микроэлементом. Он регулирует то, насколько клетку вырабатывают и используют энергию. Отвечает за спокойствие нервной системы. Если даже стрессовые факторы незначительны, но в организме наблюдается дефицит магния, ребенок будет находиться в стрессе.

Нехватка магния приводит к тому, что энергия расходуется неэффективно. Воспалительные процессы в организме начинают «активничать», обменные процессы проходят вне нормы, клетки различных систем и органов разрушаются тогда, когда не должны. Дети с дефицитом магния зачастую весят больше нормы, у них накапливается жировая ткань. Из-за этого они склонны к гипертонии, развивается резистентность к инсулину. Если проблему вовремя не решить, ребенок заполучит такую серьезную проблему как ожирение, а также сахарный диабет и метаболический синдром.

Причиной нехватки магния для организма является в большинстве случаев неправильное питание. Это не только увеличивает стрессы, но и способствуют развитию различных заболеваний. В основном не хватает магния детям, у которых в рационе много поваренной соли. Она поступает в организм не только с солеными блюдами домашнего приготовления. Важную роль играет «скрытая» соль, которая содержится в большом количестве в полуфабрикатах, колбасных изделиях и пр. В рафинированных продуктах магния нет или находится минимальное его количество. Энергетики, которыми злоупотребляет множество подростков, также являются фактором развития нехватки магния в организме.

Магний хуже усваивается также из-за аспартама и глутамата. Это пищевые добавки, которые сегодня есть в подавляющем большинстве блюд фаст-фуда и в полуфабрикатах. Они также выводят магний из организма. В итоге люди, которые питаются такой едой, получают эмоциональные расстройства, не говоря уже про целый ряд болезней разных органов и систем.

Период с ноября по март характеризуется снижением количества магния в организмах. Еще одна причина нехватки данного элемента: стресс. Чем больше ребенок нервничает и переживает, тем меньше магния у него в крови. Потребность детских организмов в этом элементе больше, чем взрослых. Это объясняется процессами роста. На 1 кг массы детям нужно примерно 6 мг магния. Малышам до 3 лет нужно от 50 до 150 мг, детям в возрасте от 4 до 6 лет — 200 мг, детям от 7 до 10 лет — 250 мг, а ребенку в возрасте от 11 до 17 лет понадобится 300 мг магния.

Увеличить уровень магния можно так:

  • ввести в рацион зеленые овощи
  • кушать больше фруктов, злаков и круп
  • ввести в рацион продукты с содержанием витамина В6, который помогает магнию усваиваться в организме (это бурый рис, запеченный в кожуре картофель, бананы, гречка и пр.)
  • заменить поваренную соль морской
  • использовать минимальное количество соли при приготовлении блюд

Сегодня для профилактики дефицита магния применяют препарат «Магне В6». Он помогает предотвратить влияние стресса на организм. «Магне В6» помогает магнию усваиваться и попадать должным образом в клетки тканей и органов. Питьевой раствор Магне B6 врачи назначают пациентам старше 12 месяцев от роду. Магне B6 форте могут принимать дети старше 6 лет. Дозировка препарата может отличаться в каждом индивидуальном случае, потому самолечение и самостоятельная профилактика не рекомендуется. Обязательно обращайтесь к врачу, если подозреваете дефицит магния в организме ребенка, или если анализы обнаружили снижение уровня этого элемента в крови.

Если в организме достаточное количество магния, у детей хорошая память, что отражается на их успеваемости. Они находятся в хорошем настроении, чувствуют себя хорошо. Минимизируются проявления вегетативной дисфункции. Если ребенок страдает от головных болей, также стоит подозревать у него нехватку магния. Часто головные боли спровоцированы стрессом. Часто требуется не только прием одного препарата магния, но комплексная терапия, которая назначается лечащим врачом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]