Маргина́льность
(позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
Кто такой маргинал?
Социализация – это одна их важнейших потребностей человека, который с рождения живет в обществе и развивается в соответствии с его требованиями. Маргинальная личность – это индивид, по каким-то причинам выпавший из своего социального круга, но это не значит, что человек начал опускаться на дно общества. Что значит «маргинал» – от латинского слово «margo» означает «граница», «край», «грань», перейти эту границу человек может в любую сторону, но при этом в новом окружении он становится чужаком. Маргинал это тот, кто:
- отвергает нормы, правила, традиции, принятые обществом;
- не ощущает чувства долга по отношению к обществу;
- испытывает потребность быть одиноким, избегает людей.
Термин «маргинал» начал свое хождение в начале 20 века в Америке, им обозначали эмигрантов, которые плохо социализировались в новом для себя обществе. Эту неспособность полноценно адаптироваться называли маргинализацией. Многих интересует, чем опасны маргиналы для общества. Маргинальное общество (с высоким уровнем маргинализации) подвергается опасности распада, беспорядков, духовного и физического вырождения. Люди-изгои легко могут перейти в категорию деклассированных элементов, примкнуть к обществам с различными радикальными идеями (терроризм, революция).
Многие психологи и философы считают, что маргинальный тип личности – это и не хорошо и не плохо. К примеру, исследователь И.В. Малышев полагает, что тот, кто сегодня маргинал – завтра может оказаться на вершине власти, поскольку общество меняется и тот, кто был среди элиты – может оказаться на обочине. Как пример можно вспомнить многих представителей правящей партии в СССР – многие из них со сменой власти оказались не у дел, упразднились парторги, преподаватели коммунистической истории и так далее
социол. дз3
Представляется интересной попытка стратифицировать общества, исторические и современные, с помощью типологии стратификационных систем, предпринятая В. Радаевым. Любое общество может быть представлено, по мнению исследователя, как совокупность нескольких стратификационных систем, отличающихся особенностями дифференцирующих общество факторов, различными механизмами социального неравенства и его воспроизводства. Ниже представлены 9 таких систем, выделенных по характеру расслоения, неравенства, хотя их может быть и больше. Основные черты стратификационных систем
Тип системы -> Основа дифференциации -> Способ детерминации социальных различий -> Механизм передачи статуса
Физико-генетическая
-> Пол, возраст, физические данные -> Физическое принуждение, обычай -> Биологическое наследование
Рабовладельческая
-> Права гражданства и собственности -> Военное принуждение, кабальное право, продажа в рабство -> Социальное наследование
Кастовая
-> Религиозное и этническое разделение труда -> Религиозный ритуал, этническая замкнутость -> Социальное наследование
Сословная
-> Обязанности перед государством по выполнению важных функций Правовое оформление -> Социальное наследование
Этакратическая
-> Ранги во властной иерархии (политической, военной, хозяйственной) -> Военно-политическое господство -> Не наследуется. Возможен протекционизм
Социально-профессиональная
-> Род занятий, квалификация -> Образовательные сертификаты, корпоративная мораль -> Не наследуется
Классовая
-> Размеры доходов и собственности -> Рыночный обмен -> Не наследуется. Возможно использование института майората
Культурно-символическая
-> Сакральное знание, доступ к информации -> Религиозное, научное, идеологическое манипулирование -> Не наследуется
Культурно-нормативная
-> Нормы поведения, стиль и образ жизни -> Моральное регулирование, подражание, идеологический контроль -> Не наследуется Эти системы имеют широкое основание в историческом развитии, хотя не всегда совпадают с соответствующими типами общественного устройства. Они сохраняются в любом обществе, и совокупность представляющих их факторов в каждом конкретном случае своя. Общество, по мнению В. Радаева, может быть описано, как определенная конфигурация, констелляция («созвездие») систем. Высокий или низкий статус групп в одной системе может подкрепляться таким же статусом в другой. Статус богатых (классовый) подкрепляется особым стилем жизни (культурно-нормативный статус), обладанием информацией (символический капитал), профессиональными успехами (квалификационный статус) или просто хорошими физическими данными (статус «крутого», «звезды спорта») и т.д. В большей или меньшей степени подобные системы представлены и в стратификационной картине постсоветской России, где исторически наследовался приоритет статуса в этакратической системе, лишь за ним шли статусы экономические, культурные и др. Проблема социологии — как их адекватно описать.
Россия пережила минимум две крупные волны маргинализации. Первая наступила после революции 1917 г. Из социальной структуры насильственно были выбиты два класса – дворянство и буржуазия, входившие в элиту общества. Новая пролетарская элита стала формироваться из низших классов. Красными директорами и министрами в одночасье стали рабочие и крестьяне. Минуя обычную для стабильного общества траекторию социального восхождения через средний класс, они перескочили одну ступеньку и не попали бы в будущем.
По существу, они оказались теми, кого можно назвать восходящими маргиналами. Они оторвались от одного класса, но не стали полноценными, как это требуется в цивилизованном обществе, представителями нового высшего класса. У пролетариев сохранились прежние манеры поведения, ценности, язык, культурные обычаи, свойственные низам общества, хотя они искренне старались приобщиться к художественным ценностям высокой культуры, обучались грамоте, ходили в культпоходы, посещали театры и агитационные студии.
Путь «из грязи в князи» сохранился вплоть до начала 70-х годов, когда советские социологи впервые установили, что все классы и слои нашего общества теперь воспроизводятся на собственной основе, т.е. только за счет представителей своего класса. Так продолжалось всего два десятилетия, которые можно считать периодом стабилизации советского общества и отсутствия массовой маргинализации.
Вторая волна наступила в начале 90-х годов и также в результате качественных изменений социальной структуры российского общества.
Возвратное движение общества о социализма к капитализму привело к радикальным изменениям в социальной структуре. Элита общества сформировалась их трех пополнений: криминалитета, номенклатуры и «разночинцев». Определенная часть элиты пополнилась из представителей низшего класса: бритоголовые прислужники российских мафиози, многочисленные рэкетиры и оргпреступники часто являли собой бывших пэтэушников и недоучек. Эпоха первоначального накопления, ранняя фаза капитализма, вызвала к жизни брожение по всех слоях общества. Путь к обогащению в этот период как правило, лежит вне правового пространства. Среди первых начали обогащаться и те, кто не имел высокого образования., высокой нравственности, но вполне олицетворял «дикий капитализм».
В элиту вошли, кроме представителей низов, «разночинцы», т.е. выходцы из разных групп среднего советского класса и интеллигенции, а также номенклатура, которая в нужное время оказалась в нужном месте, а именно у рычагов власти, когда предстояло делить общенародную собственность. Напротив, преобладающая часть среднего класса совершила нисходящую мобильность и пополнила ряды бедных. В отличие от старых бедных, существующих в любом обществе, эту часть называют «новыми бедными». Они влияют специфическую черту России. Такой категории бедных нет ни в Бразилии, ни в США, ни в какой иной стране мира. Первая отличительна черта – высокий уровень образования. Учителя, преподаватели, инженеры, врачи и другие категории бюджетников оказались среди бедных только по экономическому критерию – доходам. Но они не являются таковыми по другим, более важным критериям, связанным с образованием, культурой и уровнем жизни. В отличие от старых, хронических бедных «новые бедные» — временная категория. При любом изменении экономической ситуации в стране в лучшую сторону они готовы моментально вернуться в средний класс. И детям они стараются дать высшее образование, привить ценности элиты общества, а не «социального дна»
Маргиналы
Маргинал
(от французского marginal, латинское margo – край, граница) – 1) это человек, имеющий отношение к двум различным социальным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью; 2) человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы.
Примеры маргинальности:
1) человек, недавно переехавший жить в город из деревни; 2)горожанин, работающий в деревне после окончания института; 3) представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.
Типы маргиналов:
1) этномаргиналы — возникают в результате миграции в чужую этническую среду;
2) социомаргиналы — появляются в связи с незавершённостью социального перемещения;
3) экономические маргиналы — порождены потерей работы и материального благополучия;
4) политические маргиналы — возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры;
5) регилиозные маргиналы — лица, стоящие вне традиционных конфессий;
6) биомаргиналы — люди,чьё здоровье перестайт быть предметом заботы со стороны государства.
отрицательные стороны маргинальности:
Маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и т.д.
Положительные стороны маргинальности:
1) отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности;
2) маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;
3) маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.
4) маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.).
Положительные и отрицательные стороны маргинальности. Маргинальность обычно связана с болезненными психологическими переживаниями. Ее можно рассматривать как негативное явление. И действительно, находиться за пределами общества – это далеко не самое приятное из того, что есть в жизни. Такое положение опасно, поскольку человек может начать чувствовать себя лишним, ненужным. С другой стороны, именно это положение может стать толчком, который заставит человека прилагать усилия и либо приспосабливаться к обществу, восстанавливать свое положение в нем, либо изменять общественную структуру. Маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.) . Между возникновением больших масс людей, по каким-то причинам оказавшихся за пределами привычного уклада жизни, и появлением новых социальных образований существует тесная связь, которая неоднократно отмечалась социологами.
Признаки маргиналов
Маргинальное поведение может быть присуще любому человеку в определенных жизненных обстоятельствах. Определить человека,кто это – маргинал или нет,можно по некоторым признакам:
- социальный статус не определен;
- неустойчивое состояние психики и здоровья в целом, может наблюдаться агрессивность;
- неопределенность завтрашнего дня, может отсутствовать место жительства, работы;
- в жизни случаются крутые повороты с разрывом связей – духовных, финансовых, социальных;
- по некоторым признакам (профессия, увлечения, особенности внешности и так далее) человек примыкает к малочисленным группам;
- имеются свои собственные ценности, нормы, правила, часто не совпадающие с общепринятыми.
Типы маргиналов
Классификация выделяет виды маргинальности в зависимости от того, какие факторы воздействовали на человека. Виды маргиналов:
- социальный
– человек пытался подняться по социальной лестнице, но «застрял» посередине – ни в новый, ни в старый круги его не принимают, а иногда, из-за слишком высоких амбиций, человек опускается по социальной лестнице вниз; - финансовый
– к нему приводит потеря работы, снижение доходов из-за экономического кризиса, длительное лечение, потеря имущества в результате мошенничества, кражи, пожара, стихийного бедствия; - политический
– маргиналами становятся из-за смены политического режима, политического кризиса, изменения государственных и общественных норм и устоев; - этнический
– появляется в результате смены места жительства, чем сильнее будут отличия во внешности, менталитете, устоях, привычках, быте, тем более отвергаемым будет человек, важен и фактор вынужденности переезда – если человек переехал по собственному желанию, он легче адаптируется в обществе, беженец – хуже; - религиозный
– таким маргиналом становятся, если человек входит в общество с отличными религиозными представлениями, часто изгоями в религиозном сообществе становятся агностики или атеисты; - сексуальный
– человек с отличающийся от большинства сексуальной ориентацией; - биомаргиналы
– это люди с инвалидностью или серьезным заболеванием – СПИД, синдром Дауна,тяжелая хроническая болезнь и прочее.
Индивидуальная и групповая
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
Маргинальность – плюсы и минусы
Любое социальное явление, в том числе и маргинальность, имеет свои положительные и отрицательные стороны.Плюсы и минусы маргинальности можно обнаружить практически в любом факторе, приводящем к появлению изгоя, а кроме того, в современном обществе даже модно быть особенным, не таким как все. В некоторых случаях оторванность от общества дает человеку толчок к развитию, в других – у индивида опускаются руки и он спускается по социальной лестнице. Маргиналами могут быть и богачи, и часто им даже нравится такое положение вещей и изолированность.
Плюсы маргиналов
Один из положительных моментов, которые дарит маргинальность– это отсутствие социальных оков, мобильность. Такому человеку легче переехать в экономически более благополучный район или в другую страну, сменить работу или профессию. В некоторых случаях непохожесть на остальных членов общества играет на руку маргиналу – он может построить на этом бизнес, например, открыть магазин этнических товаров, ресторан своей национальной кухни. Еще один плюс маргиналов в том, что они имеют гибкое мышление и могут привносить в общество что-то прогрессивное, отличное от традиционного.
Минусы маргинальности
К отрицательным моментам маргинальности относят высокий риск возникновения в обществе революционных течений, реформ и других подобных явлений. Большое количество маргиналов в обществе обедняет государство – одаренные личности его покидают в поисках лучшего, менее перспективные индивиды – скатываются на дно. Маргинальный человек легко может стать преступником, что влияет на безопасность людей в обществе. Отрицательной маргинальность часто становится в условиях вынужденности – когда люди в результате войн, государственных переворотов и реформ становятся беженцами.
Маргинальность и бедность
Поскольку в современном обществе ответ на вопрос кто такие маргиналы сильно изменился, далеко не всегда последствия маргинальности – бедность, лишение свободы или даже жизни. Маргиналами, как уже упоминалось, могут быть и очень богатые люди, которые в силу своей обеспеченности более свободны, чем другие члены общества. И нередки случаи, когда успешные бизнесмены уходят от дел и уезжают из больших городов в провинцию, в деревни.
В рамках такого явления как маргинальность стоит упомянуть и о не так давно появившихся дауншифтерах. С рождения индивид развивается в двух противоположных направлениях – как социальная и как индивидуальная личности. В идеале эти силы должны быть уравновешены, но в реальности одно из этих направлений зачастую перевешивает. При усилении социализации рождается конформист, а при усилении индивидуализации может родиться дауншифтер.
Дауншифтер – это человек, избравший жизнь вне общества или сильно ограничивший общение с людьми вне своей семьи. Это маргинал, которого вполне устраивает его нахождение в пограничном состоянии, когда он свободен передвигаться по миру, жить полностью независимо. Чаще всего дауншифтеры предпочитают заниматься искусством – рисуют, пишут книги и т.д. И их творчество почти всегда востребовано, т.к. автор обладает сильной энергетикой и нестандартным мышлением.
Примеры маргинальности
В современном обществе маргинальный человек – совсем не редкость. В последние годы крайне распространено общение через интернет, там человек может примерить на себя любую личину и оставаться неузнанным, а в жизни такой индивид может быть маргиналом – одиночкой, не принятым в местное сообщество. Такие люди даже работать предпочитают удаленно – становятся фрилансерами и трудятся через интернет. Маргинал – кто это, примеры:
- диссидент;
- представитель неформального течения;
- дауншифтер;
- очень богатый или очень бедный человек;
- человек, вступивший в брак с представителем другого социального класса, расы, вероисповедания;
- человек, недавно покинувший место заключения;
- представитель межнационального брака, не принятый обоими сторонами;
- переселенец, не знающий языка страны (например, жители российского района Брайтон-Бич и китайского Чайна-Таун).
Литература
на русском языке
- Малышев И. В. Маргинал // Маргинальное искусство. — М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 62-63.
- Оганов А. А. Феномен маргинальности в культуре // Маргинальное искусство. — М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 64-65.
на других языках
- Young I. M. (англ.)русск. Fünf Formen der Unterdrückung.
// :
Philosophie der Gerechtigkeit. Texte von der Antike bis zur Gegenwart.
/ Christoph Horn (нем.)русск., Nico Scarano (Hrsg.). Suhrkamp, Frankfurt, 2002. S. 428—445. ISBN 3-518-29163-7,
Как стать маргиналом?
Вести маргинальный образ жизни – это не означает, что нужно быть отбросом общества. Стать маргиналом может каждый, если порвет связи с родными, друзьями, коллегами и т.д. Это может произойти как по желанию самого человека, так и против его желания – так в годы репрессий маргиналами мгновенно становились те, что посмел рискнуть своей свободой и высказаться против власти. Социолог Роберт Парк назвал черты характера и личности, часто присущие маргиналам:
- беспокойность;
- агрессивность;
- обидчивость;
- честолюбие;
- эгоизм;
- категоричность в суждениях;
- амбициозность;
- негативизм;
- тревожность;
- фобии.
Зональность социального упадка и маргинальности
Концентрация маргинальных слоев общества в отдельных государствах и регионах была неравномерной. В XX веке прослеживалась логическая закономерность: повышенное количество маргинальных представителей концентрировалось в наиболее «беспокойных» и революционно настроенных областях государства.
К примеру, население провинции Квебек в Канаде было наиболее социально незащищенным по сравнению с остальными гражданами государства. Именно здесь в 80-х годах усиливались требования предоставления провинции статуса автономии.
Подобная ситуация повторялась и в Уэльсе, где с упадком угледобывающей отрасли в начале 90-х годов, увеличилось количество безработных. В середине 70- х, внутренние противоречия обострились в Италии беднота аграрного Юга не могла смириться с зажиточной жизнью в северной индустриальной части страны.
Реализация в социуме – одна из психологических потребностей человека. Личность, выпадающую из социума, называют маргинальной, однако это не означает, что такой человек обязательно беден и ведет саморазрушающий образ жизни. Узнав, кто такие маргиналы, можно с удивлением обнаружить их и среди знакомых.
Известные маргиналы
Таких людей в истории человечества очень много, мы предлагаем остановиться на некоторых, самых ярких представителях маргиналов.
- Одним из самых известных маргиналов считают Иисуса Христа – он не вписывался в свое общество и способствовал разрушению его норм (учил, выгонял торговцев из храма, общался с отвергнутыми обществом элементами и так далее).
- Еще один известный пример – Лев Толстой, который предпочитал жизнь в деревне и по-своему толковал многие христианские понятия, за что церковные служители относились к нему отрицательно.
- Известная маргинальная элита – сосланные декабристы, а жены некоторых из них стали маргиналами по собственной воле, последовав за супругами.
Причины и формы возникновения социальных аутсайдеров
После окончания Второй Мировой войны, численность представителей маргинальных слоев общества значительно выросла — моральный стресс связанный со смертью близких, разрушения привычных жизненных устоев, потеря нравственных идеалов привели к тому, что некоторые люди не нашли в себе силы влиться в новый темп послевоенной жизни.
В большинстве капиталистических стран таким людям была предоставлена социальная защита государство фактически брало их на иждивение. Ситуация изменилась в начале 70-х годов, когда Европу окутали экономические и политические кризисы. Именно с этого периода проблема маргинальных слоев общества приобрела максимальную остроту, которая существует и поныне.
Ряды маргинальных слоев общества пополнились также в результате научно-технического прогресса второй половины ХХ века.иВнедрение новых технологий в промышленный комплекс требовало соответствующе подготовленных специалистов.
Многие рабочие, которые привыкли трудиться возле станка, не выдержали конкуренцию нового образованного поколения. Многие рабочие профессии стали не востребованными, ввиду компьютеризации всех сфер хозяйства, а их обладатели так и не смогли адаптироваться к новой экономической реальности.
В современном мире прослеживается тенденция «омоложения» маргинальных слоев общества: университеты, массово обеспечивающие молодежь высшим образованием, не всегда подкрепляют его предоставлением рабочего места. Социальная жизнь представителей молодого поколения зачастую заканчивается с моментом получения диплома.
Даже в экономически развитых странах, во второй половине XX века, уровень безработицы среди молодых специалистов достиг 10%, на сегодняшний день их численность возросла в 2 раза.
К маргинальным слоям общества относятся люди, имеющие заболевания, которые не позволяют им полноценно работать физические, умственные недостатки, а также алкогольные и наркотические зависимости. Представители маргинальных слоев общества в XX веке были очагом преступности.
Особенно ярко это проявлялось во время массовых забастовок и демонстраций, когда маргиналы, пользуясь хаосом в стране, активно занимались мародерством и вандализмом.
Книги про маргиналов
Один из примеров литературы о маргиналах – это роман Федора Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого – Родион Раскольников – относится к категории асоциальные маргиналы. К маргиналам можно отнести и:
- Остапа Бендера из произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»;
- Льва Мышкина из «Идиота» Достоевского;
- Тайлера Дердена из «Бойцовского клуба» Чака Паланика;
- Роберта Росса из романа «Тени в раю» Эриха Марии Ремарка.
Фильмы про маргиналов
Фильмы с героями-маргиналами снимают часто – это картины про преступников, одиночек, непонятых и часто гениальных людей. Чтобы лучше познакомиться с такими личностями, можно посмотреть маргинальное кино:
- «Прирожденные убийцы»;
- сериал «Доктор Хаус»;
- «Портрет Дориана Грея»;
- «Самурай»;
- «Таксист»;
- «Три цвета: Синий»;
- «Покидая Лас-Вегас»;
- «Бойцовский клуб»;
- «Изгой»;
- «Машинист»;
- «Она»;
- «В диких условиях».