«Укрепляем то, что сохранно»: принципы реабилитации детей с ДЦП


Реабилитация ДЦП проводится у всех больных детей, такая программа поможет вернуть ребенка к полноценной жизни. Ее проводят под контролем врача, доктор оценивает степень поражения головного мозга и подбирает наиболее эффективные методики. Избавиться от заболевания полностью не получится, но, если выполнять все упражнения и тренинги, можно вернуть утраченные функции: двигательную активность, речь и скорректировать психологический статус. Наиболее эффективные результаты наблюдаются, если реабилитация ДЦП проводится в специализированных центрах.

Восстановление лучше начинать в ранние годы, ведь в младшем возрасте мозг ребенка формируется и активно развивается. При таком подходе можно эффективно компенсировать основные нарушения, которые возникли во время внутриутробного развития.

Формы заболевания

Детский церебральный паралич не прогрессирует, ведь органическое поражение головного мозга возникает еще во время беременности. Но при отсутствии реабилитации эти осложнения закрепляются, человеку приходится жить с ними всю жизнь. Основные признаки ДЦП – расстройства движений, ослабление мышечного тонуса, появление патологических рефлексов, нарушение речи. Все эти расстройства можно значительно компенсировать, если вовремя начать восстановительную программу.

Перед началом лечения врач определяет форму заболевания:

  • спастическая диплегия – поражение мышц спины, ног и рук, ригидность нижних конечностей выражена ярче;
  • двойная гемиплегия – в наибольшей степени поражаются мускулы рук, наблюдается отставание в умственном развитии;
  • атонически-астатическая разновидность патологии – ухудшение тонуса мышц по всему телу из-за поражения мозжечка и его проводящих путей;
  • гемипаретическая форма – одностороннее поражение с преимущественным послаблением верхних конечностей.

Как проходит реабилитация ДЦП? – первые две формы лучше остальных поддаются коррекции, но и при постоянном лечении и при выполнении тренингов даже при самом тяжелом течении паралича можно добиться хороших результатов.

Причины

Родителей интересует, из-за чего у ребёнка может возникнуть детский церебральный паралич. Важно понимать, что патология может появиться в период внутриутробного развития, во время родов и после появления на свет малыша. Существует немало факторов, которые способствуют возникновению болезни. Можно выделить основные из них, чтобы люди могли примерно понимать, в каких ситуациях формируется болезнь.

Главные причины:

Неправильное формирование коры головного мозга. Подобное происходит под влиянием многих негативных факторов. В частности кислородное голодание способствуют возникновению церебрального паралича. Преимущественно гипоксия возникает из-за проблем при беременности, то есть, из-за позднего токсикоза, инфекционных болезней и нарушения плацентарного кровообращения. Как итог, под влиянием негативных факторов детский мозг не может развиваться в полном объёме.

  • Родовые травмы. Они вызывают поражение головного мозга. Нередко их можно получить в случае затяжных или скоротечных родов, при пониженной родовой активности, из-за узкого таза и неправильного размещения плода. Даже длительный безводный период может спровоцировать развитие у ребёнка ДЦП.
  • Заражение плода вирусной инфекцией. В особенности негативно на головном мозге сказывается герпес и краснуха.
  • Острые болезни матери, которые наблюдаются в период беременности. К ним можно отнести пороки сердца, ожирение, сахарный диабет и анемию.
  • Интоксикацию плода. Отравление вне зависимости от тяжести крайне негативно сказывается на состоянии малыша.
  • Ошибки медицинского персонала в период родов. Чтобы предотвратить возникновение данного фактора, важно выбирать хорошую клинику.
  • Резус-конфликт крови матери и ребёнка. Из-за него у малыша возникает ядерная желтуха, при этом в качестве осложнения возникает детский церебральный паралич.
  • Недоношенность и крайне низкий вес у ребенка. Если у женщины наблюдаются преждевременные роды, тогда примерно в 50% случаев у малыша могут диагностировать детский церебральный паралич.

Женщина должна планировать беременность и хорошо к ней подготовиться, чтобы снизить вероятность возникновения болезни. Важно выполнять профилактические меры, которые позволят уберечь малыша от церебрального паралича. Если же болезнь уже была диагностирована, тогда потребуется реабилитация детей с ДЦП. Существует немало различных методик, с помощью которых можно восстановить несовершеннолетнего, который столкнулся с заболеванием.

Стадии восстановления

Первые шаги в лечении ДЦП самые сложные – у ребенка присутствуют поражения церебральных структур, из-за которых появляются двигательные нарушения. В будущем справляться с патологией будет легче, по мере восстановления и формирования нейронных связей, нервной системе будет проще адаптироваться к новым условиям.

Различают несколько этапов восстановления, такая реабилитация проводится при ДЦП с ранних лет. Она включает:

  • подготовку нервной системы к предстоящим нагрузкам и движениям;
  • биомеханическое воздействие для разрушения нейронных связей и восстановления тонуса мышц;
  • закрепление полученного результата, стабилизация координации движений и самообслуживания.

Второй этап самый сложный, в этот период возникает много сложностей. Предстоит полная перестройка нервной системы – ребенку придется фактически заново учиться ходить, нормально разговаривать и бороться со стрессом.

Вспомогательные тренажеры

К дополнительным тренажерам для раннего развития, которые желательно иметь и дома, относится:

  1. Коврик с неровной поверхностью, покрытый небольшими бугорками. Необходимо приучать ребенка ходить по нему босыми ножками. Упор лучше делать на пяточки. Именно там сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Также безусловным достоинством процедуры служит нормализация кровообращения. Для создания большего интереса к данному занятию у ребенка коврик рекомендуется раскрасить, нанести интересные аппликации, узоры. Такое решение поспособствует интеллектуальному развитию.
  2. Эспандер. Сейчас уже встречается достаточно подобных тренажеров для развития хватательных рефлексов. Но раньше использовались красивые тряпичные мешочки с крупой (греча, рис). Данное средство также исключает спастику пальцев.
  3. Ходунки или прыгунки. Нужно внимательно отнестись к выбору данного тренажера. Желательно подбирать специальные – для детей, страдающих ДЦП. В них существует уникальная ортопедическая вставка, обладают функцией крепления к вертикальной поверхности. Однако мнения врачей по поводу необходимости использования ходунков сильно расходятся. Рекомендуется родителям изучить все отзывы и, посоветовавшись со специалистом, принимать решение.

Способы восстановления

Методики реабилитации детей с ДЦП разнообразны, они включают постоянное лечение, физиотерапию и выполнение тренингов. Лекарства используются в качестве базовой терапии, упражнения и процедуры способствуют выработке новых навыков и закреплению результата. Для получения выраженного эффекта воздействие должно быть комплексным и направленным, поэтому для назначения программы следует обращаться в специализированные центры. Доктор в таком учреждении сможет наблюдать пациента и при необходимости корректировать реабилитацию.

Развитие речи, обучение и психологическая реабилитация при ДЦП

Правильная система реабилитации ребенка с ДЦП обязательно должна включать занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Эти специалисты помогают вовремя выявить и лечить различные нарушения речи, поведения, психологической адаптации. Такие отклонения есть практически у всех детей с ДЦП.

В первую очередь больным детям следует организовать среду, в которой они не будут чувствовать себя ущемленными по сравнению со здоровыми сверстниками. Важно максимально упростить их передвижение в пространстве, убрать в квартире пороги, ступеньки, расширить дверные проемы, если ребенок передвигается на коляске. К сожалению, на улицах наших городов, в общественных заведениях есть пока мало приспособлений для инвалидов. Потому нередко такие люди становятся еще более ограниченными в своих возможностях.

Психологическая реабилитация детей с ДЦП также включает выработку навыков общения, правильных эмоциональных реакций на те или иные события, умения играть и выполнять задания. Специалисты помогают ребёнку сформировать представление о пространстве и времени, развивают органы чувств, координацию движений, что в свою очередь поможет им обслуживать себя. С первых месяцев следует стимулировать интеллектуальное развитие детей в соответствии с их возрастом.

Дети дошкольного и школьного возраста обязательно должны заниматься с педагогом, который поможет обучить их письму, чтению, счету. Для развития мелкой моторики рук очень полезны уроки рисования и лепки, рукоделие. Программу разрабатывают всегда индивидуально, в зависимости от возможностей конкретного ребенка, его возраста.

Приблизительно у 80% детей с ДЦП наблюдаются нарушения речи. Произносить первые слова они начинают поздно, в два-три года, к пяти годам общаются короткими предложениями и словосочетаниями. Более интенсивно речь развивается в шесть-семь лет. Регулярные занятия с логопедом могут ускорить этот процесс. Важно начать их не позже трёх лет. Вот основные цели, которые ставит перед собой логопед на занятиях с ребенком:

  • улучшить артикуляцию и разборчивость произношения звуков;
  • улучшить тонус мышц связок в голосовом аппарате;
  • научить ребенка управлять собственным голосом и дыханием;
  • синхронизировать речь, правильную артикуляцию звуков и дыхание;
  • откорректировать произношение некоторых звуков и букв.

Занятия с логопедом должны быть включены в другие этапы реабилитации. На речь ребенка влияет много факторов, включая тонус мышц, наличие гиперкинезов, умение владеть собственные конечности. Потому без правильной физической и медицинской реабилитации научить детей с ДЦП правильно говорить невозможно. Логопедические занятия состоят из таких шагов или этапов:

  1. Детей знакомят с реальными предметами, изображениями, учат искать названные вещи на игровом столе либо на картинке.
  2. В форме игры знакомят со свойствами предметов: размерами, цветом, формой.
  3. Расширение характеристик предметов (твердый и мягкий, гладкий и шероховатый, теплый и холодный), просят детей самостоятельно описывать те или иные предметы.
  4. Формирование обобщений, умения группировать предметы за их свойствами.

Занятия с логопедом помогают не только научиться правильного говорить, артикулировать звуки, но и мыслить, положительно влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Гидротерапия

Данный метод применяется в процессе детской реабилитации для улучшения двигательных возможностей и сенсорной активности. В реабилитационном имеется бассейн с разной глубиной, он оборудован брусьями и прочими вспомогательными элементами для лечебных занятий. Все занятия проходят индивидуально: терапевт занимается с ребенком и параллельно обучает одного из родителей. Это помогает улучшить взаимосвязь ребенка и родителей, повысить уровень доверия и разработать новые двигательные возможности.

Занятия проводятся с целью:

  • обучения ходьбы;
  • снижения спастичности;
  • укрепления и развития мышц и суставов.

Виртуальная реальность

Это искусственный мир, в котором ребенок может идентифицировать себя и выполнять различные действия, другими словами это реальный мир, который подчиняется тем же законам физики, только в виртуальной реальности.

Искусственный интеллект отслеживает изменения, которые происходят в виртуальном мире и предоставляет пациенту новые данные и задачи для действия. Такая терапия открывает большие возможности. Система способна индивидуально подстраиваться под каждого пациента, помогая доктору в процессе реабилитации больного.

Преимуществ у такой виртуальной терапии, которая реально оказывает помощь пациентам более чем достаточно, среди них:

  • искусственный интеллект отлично адаптируется под возможности и особенности каждого пациента, предоставляя упражнения, которые ему под силу;
  • возможность изменения уровня сложности упражнений;
  • помогает измерить отдачу пациента в занятиях и использовать эти данные для составления дальнейших упражнения для реабилитации;
  • пациенты очень радостно и дружелюбно относятся к занятиям в виртуальном мире, что несомненно влияет на общее состояние больного;
  • фактически развлечение способствует лечению пациентов.

Сенсорная интеграция

Данная терапия проходит в специальной комнате – снузелен. В комнате создана мультисенсорная среда, направленная на либо стимулирование, либо подавление основных чувств пациента с помощью музыки, различных ароматов, цветов, изображений и прочих сенсорных объектов.

Среда является контролируемой, пациент предоставлен сам себе и в праве сам располагать своим временем и возможностью наслаждаться окружающей его средой. В такой комнате все 5 чувств человека могут быть активными. Среду можно подстроить и адаптировать под конкретного пациента, что очень эффективно влияет на реабилитацию в целом.

Сенсорная интеграция преследует следующие цели:

  • расслабление, получение удовольствие и отдых без вмешательства интеллекта пациента и ожидания от окружающих людей, в среде нет неудач;
  • лечение психосоматических отклонений;
  • снижение агрессии, стресса и депрессивного настроения;
  • активация всех человеческих чувств (зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния);
  • повышение концентрации внимания;
  • возможность для людей с ограниченными возможностями реагировать на стимулы в созданной среде или наоборот ограничить пациента от некоторых;
  • помогает пациенту понять и распознать его тело в конкретном пространстве, улучшить координацию тела в движении по отношению в созданной среде и пространстве;
  • уменьшение самостимуляции.

Конечной целью пребывания в такой среде является полная сенсорная интеграция и развитие способности ЦНС реагировать на сенсорную информацию, обрабатывать ее и передавать в мозг через чувства для дальнейшей реакции организма на окружающие предметы и среду. Такая терапия подходит как для детей, так и для взрослых.

В каких случаях здоровье детей и подростков требует реабилитации

Реабилитационные меры необходимы тем детям, которые имеют ограниченные возможности. Позволяют достичь им полного потенциала, за короткий промежуток времени вернуть к обычным условиям жизни.

Восстановительная программа состоит из определенных услуг, которые применяются с рождения и до подросткового возраста. Это не только специализированное вмешательство, а методы, которые направлены на обеспечение участия детей.

Восстановительная программа должна основываться на следующих принципах:

  1. Реабилитация должна проходить в специализированных учреждениях, которые занимаются всеми видами восстановительного лечения, имеют высококвалифицированных работников. Учреждения должны иметь налаженную связь с иными узкопрофильнфми восстановительными клиниками.
  2. Терапия должна начинаться на ранней стадии заболевания, только в этом случае можно ожидать хороший результат. Изначально составляется программа реабилитации, которая дополняет комплексное лечение.
  3. Реабилитационный процесс должен осуществляться беспрерывно, до достижения хорошего результата.
  4. Восстановительная терапия должна иметь комплексный характер. Медицинские работники, педагоги, психологи, социологи, другие участники обязаны быть объединены единой целью.
  5. Осуществляется подбор программы для каждого отдельного пациента, учитывая индивидуальные особенности ребенка, а также характер изменений в организме.
  6. За короткий промежуток времени происходит возвращение к обычным условиям жизни и учебы. В случае необратимых изменений – быстрая адаптация к новым условиям жизни, исключая психологическую травму.

Реабилитация детей и подростков проходит в три этапа:

  1. Этап клинического восстановления, который осуществляется всесторонне. Состоит из возобновления работы пораженных систем. Данный этап завершается при излечении основного заболевания, восстановлении утраченных функций. Организм ребенка готовится к следующему этапу восстановления.
  2. Санаторный этап – осуществление возобновления пораженных функций, нормализация работы иных органов и систем.
  3. Этап адаптации позволяет достигнуть полного восстановления здоровья, возврата к обычным условиям жизни, занятиям физкультурой и спортом.

Детям необходима реабилитация в следующих случаях:

  • болезни органов дыхания;
  • расстройства нервной системы;
  • заболевания мочевыводящей системы;
  • ревматизм;
  • патология носоглотки хронического характера.

Метод Бобат

Данный метод нейроразвивающего лечения был назван в честь его создателей — Берты и Карела Бобат. Подход в лечении пациентов с ДЦП основывается на знании и развития нервной системы и ее патологий:

  • сенсорно-двигательных;
  • эмоциональное и социальное развитие детей раннего возраста;
  • перцепционных;

Программа полностью индивидуализирована и применяется исключительно руками терапевта. Основное внимание сосредоточивается на естественной обратной связи сенсорно-питания и обучении управления опорно-двигательным аппаратом.

Принципами лечения являются:

  • обучение ощущению движения;
  • обучение двигательным моделям;
  • облегчение способа естественной модели движения и сдерживание патологии;
  • установка целей с учетом стадии, на которой находится двигательная способность, возраст и способности ребенка, происходит всегда в тесной связи с семьей;
  • содействие в развитии нормальной моторики ребенка;

Успех достижения целей влияет на подготовку мелкой моторики и речи ребенка. Тесное сотрудничество с семьей – обязательный компонент.

Дополнительные методы реабилитации

Бесплатная реабилитация детей с ДЦП за счет государственных программ должна включать в себя все вышеперечисленные методики. Но существует ряд способов лечения, которые широко практикуются в частных центрах, наряду со стандартными способами лечения.

Бальнеотерапия или водолечение

Методика нередко применяется в условиях санаториев. Суть ее – прием ванн с добавлением различных минеральных веществ. Они проникают через кожу и положительно влияют на весь организм. Сама теплая вода расслабляет и успокаивает ребенка. Детям с ДЦП чаще всего назначают такие виды лечебных ванн:

  • хлоридные;
  • сероводородные;
  • йодобромные;
  • азотные;
  • жемчужные;
  • кислородные.

Нередко в комплексном лечении применяется подводный массаж, душ-массаж. Хороший результат дает грязелечение. Аппликации накладывают на шейно-воротниковую зону, в область кистей и стоп. При отставании в росте для стимуляции надпочечников делают аппликации грязей в области поясницы.

Плаванье с дельфинами

Плаванье в бассейне с дельфинами (дельфинотерапия) стало приобретать популярность в последние десятилетия. Эта методика сочетает в себе целый ряд положительных воздействий:

  • плаванье расслабляет и одновременно укрепляет мышцы, снимает спазмы, закаляет;
  • контакт с дельфинами улучшает нервную проводимость и тактильную чувствительность;
  • дети получают положительные эмоции, что хорошо сказывается на дальнейшем ходе лечения.

Цены на дельфинотерапию высокие, далеко не в каждом городе есть дельфинарии и специалисты, проводящие такое лечение. Авторитетных научных доказательств эффективности методики нет, потому многие врачи не воспринимают ее всерьез. Но родители детей, прошедших курс дельфинотерапии, очень положительно о нем отзываются

Иппотерапия как метод реабилитации

Существует еще один вид терапии, основанный на контакте ребенка с животными. На этот раз в качестве «терапевтов» выступают лошади. При езде верхом задействуется очень много мышц человеческого тела, поэтому ее рекомендуют для борьбы с гиперкинезами, спазмами мускулатуры, контрактурами. Кроме того, лошади вызывают у детей большой интерес, положительные эмоции, стимулируют к общению и открытию мира.

Авторские методики

Существует несколько признанных авторских методик реабилитации, которые используются во многих центрах наряду с классическими методами лечения. Вот некоторые из них:

  1. Метод Войта, или Войт-терапия. Её основа – воздействие на определенные участки тела давлением разной силы. Это стимулирует нервную систему, что в итоге приводит к активизации движений.
  1. Метод Бобат. Заключается в выработке у ребёнка естественного двигательного стереотипа. При этом используются специальные, индивидуально подобранные укладки тела. Детей учат ощущать движения, передвигаться самостоятельно способами, максимально приближенными к природным.
  1. Метод Блюма. Основа методики – глубокое биомеханическое воздействие на скелетную мускулатуру.

На самом деле авторских методик лечения намного больше. О возможности применения того или иного дополнительного способа реабилитации нужно советоваться с лечащим врачом.

Метод PADOVAN

Также этот метод называется нейрофункциональной реорганизацией головного мозга. Он основывается на неврологической системе человека, на невралгии развития речи, ходьбы, мыслительных процессов, на нейропластике головного мозга и развития с помощью образования новых синапсов.

Во время сеанса PADOVAN комбинируются несколько методов: эрготерапию, физиотерапию и логотерапию. Используются упражнения для верхних и нижних конечностей, способствующие обучению речи, координации движений тела, глотанию и дыханию.

Метод эффективен в лечении детей:

  • с задержками в развитии;
  • с дислексией;
  • с проблемами в обучении (чтением, в умении считать и писать;
  • с нарушениями внимания;
  • с наличием гиперактивности.

Медикаменты

Лекарства используются в основном в младшем возрасте, когда наблюдаются проблемы с мышечным тонусом. Далее препараты выписывают в качестве поддерживающей терапии для устранения осложнений. Также проводится лечение психологических нарушений.

Доктор может назначить следующие средства:

  • для стимуляции мышечного тонуса: Мидокалм, Баклофен, Диспорт;
  • лекарства для улучшения мозгового кровообращения: Пирацетам, Луцетам, Биотредин;
  • витамины и минеральные добавки для укрепления организма.

Дозировки корректирует врач согласно состоянию ребенка и эффективности терапии. Принимать препараты без рецепта врача не рекомендуется.

ЛФК

Лечебная гимнастика помогает вернуть утраченные функции, нормализовать тонус и предотвратить гипотрофию мышц. Выполнять упражнения рекомендуется с ранних лет – это поможет быстро справиться со слабым тонусом и вернуть самообслуживание.

Рекомендована следующая программа:

  • физические упражнения с тренером – для разработки определенной группы мышц;
  • кинезотерапия – «лечение движением» и постоянными физическими нагрузками;
  • механотерапия – выполнение подходов на специализированных тренажерах в реабилитационных центрах.

Главная особенность реабилитации детей с ДЦП – появление эффекта только при систематическом выполнении тренингов. Именно поэтому нужно полностью выполнять все рекомендации врача и заниматься лечебной физкультурой.

Медицинские методы реабилитации детей с ДЦП

Первым этапом лечения детей с ДЦП является физическая или медицинская реабилитация. Она направлена на максимальное восстановление двигательной функции, снятие спазма мускулатуры, подавление очагов патологического возбуждение в нервной системе. Физическая реабилитация включает следующие методики:

  • медикаментозную терапию;
  • лечебную физкультуру (ЛФК);
  • массаж;
  • физиотерапию.

Комплексное лечение должно проводиться без перерывов. Назначает процедуры и проводит контроль их эффективности врач-невролог в тесном сотрудничестве с врачом-реабилитологом. Родители обязательно должны заниматься с детьми дома, применяя методики, которым они обучаются в реабилитационном центре. Эффективное лечение и реабилитация детей инвалидов с ДЦП невозможны без активного участия родственников.

Эффективность мероприятий во многом зависит от тяжести нарушения двигательной функции. Принято выделять четыре степени:

  1. Незначительные нарушения. После реабилитации пациент может ходить самостоятельно, без особых препятствий.
  2. Средняя степень нарушения. Дети после терапевтических курсов ходят с поддержкой или со вспомогательными приборами.
  3. Тяжелая степень двигательных нарушений. Можно добиться самостоятельного передвижения ребенка в коляске, снабженной электрическим приводом.
  4. Очень тяжелая степень. Двигательная реабилитация минимальная, дети без посторонней помощи не могут передвигаться, сидят с поддержкой.

Терапия лекарственными препаратами

Медикаментозное лечение играет лишь вспомогательную роль в реабилитации детей с ДЦП и направлено на достижение таких целей:

  • снятие воспаления и борьба с аутоиммунными процессами, которые могли стать причиной ДЦП в период внутриутробного развития;
  • предотвращение образования спаек и рубцов после кровоизлияний, травм, воспалений;
  • борьба с последствиями асфиксии (кислородного голодания тканей мозга);
  • улучшение обменных процессов в тканях головного мозга и других отделах нервной системы;
  • устранение судорог и внутричерепной гипертензии;
  • устранение либо уменьшение спазма мышц, насильственных движений, нормализация тонуса мускулатуры;
  • запуск компенсаторных механизмов в нервной системе;
  • стимуляция развития речи и психики ребенка.

Лекарственная терапия обязательно проводится в первые полгода жизни ребенка. Потом ее назначают, в зависимости от показаний, чтобы дополнить другие методы реабилитации детей с ДЦП. Например, при судорогах, гипертонусе мышц. Детям назначают следующие группы препаратов:

  • средства, снижающие тонус мышц. Их действие непродолжительное, рекомендуют применять за 30-60 минут до начала ЛФК или массажа;
  • препараты для улучшения нервно-мышечной проводимости;
  • транквилизаторы и нейролептики назначают при гипертонусе мышц и гиперкинезах. Реже используют производные атропина. Важно заметить, что производные атропина и прозерина являются антагонистами, их нельзя применять одновременно;
  • препараты, стимулирующие работу ЦНС, назначают при мозжечковых формах ДЦП, когда тонус мышц у ребенка снижен;
  • метаболические препараты, улучшающие обмен веществ в ЦНС;
  • средства для улучшения микроциркуляции;
  • препараты, стимулирующие регенерацию тканей и предотвращающие образование рубцов;
  • мочегонные (диакарб, гипотиазид, лазикс) для уменьшения внутричерепного давления, снятие отека;
  • противосудорожные препараты следует принимать постоянно на протяжении трёх-пяти лет, отменяют их постепенно.

В последнее время появились сообщения об успешном применении ботокса для расслабления мышц у детей с ДЦП. Но эта методика лечения пока новая, перед её применением нужно обязательно посоветоваться с лечащим врачом, узнать мнение других специалистов

ЛФК у детей с ДЦП

Лечебная физкультура – это старая и проверенная методика реабилитации пациентов с ДЦП. Назначают ее, чтобы добиться следующих результатов:

  • развить у ребенка способность самостоятельно тормозить свои движения;
  • снизить тонус мускулатуры;
  • улучшить координацию движений;
  • увеличить подвижность суставов;
  • обучить ребенка бытовым навыкам, самообслуживанию, правильным движениям тела.

ЛФК может принести положительный результат, если проводится регулярно, системно и непрерывно. При разработке комплекса упражнений подход к каждому пациенту должен быть индивидуальным, иначе двигательная реабилитация будет продвигаться слишком медленными темпами. Учитывают тяжесть болезни, стадию, возраст детей, переносимость процедур. Во время занятий ребёнок не должен сильно уставать, нагрузки увеличивают постепенно. ЛФК должно приносить детям с ДЦП радость и удовольствие.

Лечебный массаж

Лечебный массаж помогает избавиться детям от целого ряда симптомов и входит в обязательную программу лечения. Его основные цели:

  • снизить тонус мышц;
  • стимулировать рост мускулатуры и скелета у ребенка;
  • улучшить лимфоток и кровообращение в тканях;
  • ускорить метаболизм;
  • предупредить развитие контрактур и рубцов;
  • уменьшить количество синкинезий (непроизвольных движений конечностей).

Виды и способы проведения массажа подбираются строго индивидуально. Учитывается разновидность заболевания, состояние и возраст маленького пациента. Делают массаж после приема лекарств и завершения физиотерапевтических процедур. Поза ребенка должна способствовать максимальному расслаблению мышц. В конце сеанса полученные результаты закрепляют специальными упражнениями из комплекса ЛФК.

Для лечения детей с ДЦП применяют такие виды лечебного массажа:

  1. Классический. Включает поглаживания, растирания, разминание (валяние, катание), вибрацию.
  2. Массаж по Фелпсу. Основная техника – потряхивание конечностей для снятия спазма мускулатуры, борьбы с контрактурами.
  3. Массаж для улучшения дыхания. Используются классические техники в определенных комбинациях, точечные воздействия.
  4. Массаж для стимуляции роста костей. Воздействует на зоны роста трубчатых и плоских костей.
  5. Сегментный массаж. Его суть заключается в воздействии на участки кожи, которые иннервируются теми или иными сегментами спинного мозга, а также улучшении трофики и кровообращения в ЦНС. Физическая реабилитация после курса такого массажа значительно ускоряется.
  6. Массаж Манакова. Направлен на борьбу с контрактурами и спаечными процессами. Основной прием массажа – вибрация.
  7. Точечный массаж. Бывает двух типов: тормозной и возбуждающий. Первый выполняется при спазме и повышенном тонусе мускулатуры, второй – при гипотонии мышц.

Физиотерапевтическое лечение

Физиотерапию используют в комплексе с ЛФК, массажем, медикаментозным лечением. Курс состоит из 10-20 процедур, которые подбираются индивидуально, в зависимости от возраста ребенка и типа нарушения. Очень часто физиотерапию включают в курс санаторно-курортной реабилитации. Применяются следующие виды лечения:

  1. Электротерапия. Включает воздействие разных видов тока на нервные окончания и мышцы. Применяются гальванические, импульсные, синусоидные, импульсные токи, электростимуляция.
  2. Электросонотерапия. Показана при повышенной возбудимости ребенка, нарушениях сна, гиперкинезах.
  3. Магнитотерапия. Помогает снять повышенный тонус мускулатуры, улучшает кровообращение в мышцах.
  4. Ультразвуковая терапия. Используется для устранения контрактур у детей старшего возраста.
  5. Лазеротерапия. С помощью воздействия лазера на сосудистую стенку можно добиться улучшения кровообращения в мышцах и суставах.
  6. Ультрафиолетовое облучение паравертебральной зоны. Предусматривает воздействие ультрафиолетовых лучей на участки вокруг позвоночника. Нередко используется для подготовки ребенка к электростимуляции мышц.

Физиотерапия не должна причинять пациентам боли или дискомфорта. Специалист, который проводит процедуры, должен иметь хороший контакт с детьми старшего возраста, внимательно наблюдать за поведением малышей. В большинстве современных клиник на сеансах всегда присутствуют родители или опекуны больных детей

Нейростимуляция

При таком методе применяются слабые токи, которые стимулируют нейроны головного и спинного мозга. Это позволяет уменьшить активность торможения в церебральных структурах и возобновить двигательную активность. С помощью этого метода удается справиться с хронической болью и с парестезиями, которые часто возникают как осложнения при ДЦП.

Решение о проведении нейростимуляции принимает доктор на основании состояния ребенка. Такая терапия считается успешной, если с ее помощью удается исключить половину проявлений всех осложнений.

Физиотерапия

Физиотерапевтическое лечение используется в качестве дополнения к основной терапии, такие процедуры укрепляют организм. Они повышают регенерацию тканей, активируют кровоток в мышцах, костях и суставах, улучшая клеточное питание.

Современные методы лечения ДЦП – это сеансы следующих процедур:

  • электростимуляция;
  • магнитотерапия;
  • прогревание;
  • светотерапия.

Лечение проводится курсами по 10-15 сеансов. Посещать кабинет нужно строго по графику и не пропускать физиотерапию. Направление можно получить у педиатра или в специализированном реабилитационном центре.

Посещение психолога

Работа с психологом – важная поддержка для ребенка, которая поможет в социальной адаптации. Врач проводит беседы и выясняет, что в первую очередь беспокоит пациента. Применяются игровые методики, тренинги и анкетирование. Программа подбирается индивидуально по ведущим методикам для детей с церебральным параличом.

При проведении реабилитации упор делается на двигательную активность, но без преодоления психологических проблем и барьеров ребенку будет сложно вернуться к социальной жизни. Только комплексный подход позволит закрепить полученные результаты.

Виды реабилитационных мероприятий

Система комплексной восстановительной терапии включает следующие виды реабилитации:

  • медицинская;
  • физическая;
  • психологическая;
  • профессиональная;
  • бытовая.

Медицинская реабилитация включает комплекс процедур, которые состоят из лечебной терапии, оперативного вмешательства, психотерапии, рефлексотерапии, санаторно-курортного лечения, лечебной физкультуры. Данный вид начинается при получении травмы. Продолжается до полного выздоровления пациента либо перехода в хроническую стадию, сопровождается поддерживающей терапией.

В зависимости от формы заболевания выделяют: кардиологическую, неврологическую и ортопедическую реабилитацию. Основная задача восстановительных действий – устранение дефекта, стабилизация ремиссии, уменьшение патологических нарушений.

Среди немедикаментозных методов терапии выделяют лечебное питание, трудотерапию, мануальную и аэрозольную терапию.

Строгий постельный режим, утрата привычных контактов часто приводят к развитию депрессии.

Физическая реабилитация включает восстановление двигательной активности в быту.

Проведение утренней гимнастики, спортивные элементы, дозированная ходьба. Данный вид восстановления применяют с первых дней возникновения травмы.

Психологическая реабилитация осуществляется под контролем психологов. Главная их задача – адаптация детей к новым условиям жизни. Психологическая реабилитация позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно, без ощущения ущербности.

У больного, а также членов его семьи, должно выработаться рациональное отношение к недугу. Ребенка необходимо мотивировать на участие в лечебном процессе.

В первые дни заболевания необходимо спокойное и деловое отношение всех контактирующих лиц. Атмосфера в семье должна быть доброжелательная, без спешки, суеты, тревоги.

Хорошие результаты дает аутотренинг. Дети учатся вызывать у себя состояние покоя и реализовывать на практике схемы самовнушения.

Социальная реабилитация призвана восстановить физический, психологический статус. Она гарантирует право больным детям на бесплатное медицинское лечение, получение некоторых лекарств, посещение санаториев.

Прогнозы

Реабилитация ДЦП зависит от формы заболевания и степени поражения головного мозга. Обычно при проведении терапии с ранних лет прогноз относительно благоприятный – большинство нарушений удается компенсировать к младшему школьному возрасту. При легкой форме патологии проявления церебрального паралича будут практически незаметными.

Если откладывать терапию и не следовать рекомендациям врача – прогноз будет неблагоприятным. Это отставание ребенка в умственном развитии и серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата. При ДЦП от родителей и ребенка требуется ответственный подход и выполнение реабилитационной программы.

Роль массажа в лечебной медицине

Массаж служит вспомогательным, но очень важным элементом при отклонениях ДЦП. Он нормализирует кровообращение, способствует улучшению обмены веществ, оказывает благотворное влияние на мышечную ткань, снимает спазмы.

Выделяется три основных вида массажа при ДЦП:

  • классический;
  • сегментарный;
  • точечный;

Массаж ребенку при ДЦП нужно начинать делать сразу, как только выявлен диагноз.

Определить степень заболевания можно примерно в 2 месяца.

Классический массаж направлен на снятие спазма и расслабление напряженных мышц, а также тонизирование ослабленных. Это помогает изменить искаженные позы ребенка. Движения при проведении процедуры должны быть плавными, медленными. Кожа не должна смещаться вслед за рукой.

Способы стимуляции:

  • непрерывное поглаживание – разогревает и расслабляет мышцы;
  • валяние – применяется для воздействия на большие группы мышц;
  • катание – идеально подходит для влияния на тазобедренный и плечевой суставы;
  • прерывистое поглаживание – подходит для поддержания тонуса в мышечных тканях;
  • растирание ладонью – способствует стимуляции крупных мышц (ягодицы, спина, бедро);
  • пощипывание.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]