Нарушения в сфере эмоциональных реакций

Эмоциональное расстройство

— это состояние душевного страдания, которое может проявляться самыми разнообразными формами. Это может быть результатом проблемы психического здоровья или особых обстоятельств, таких как трудности в отношениях или финансовое напряжение. Эмоциональное расстройство — это термин, который может относиться к широкому спектру симптомов различных психических расстройств. Однако любой может отмечать симптомы эмоционального расстройства, даже если не соответствует критериям какого-либо психического расстройства.

Эмоциональное расстройство — симптомы

Эмоциональное расстройство охватывает широкий спектр симптомов, но отличительными чертами являются симптомы депрессии и тревоги.

Психические заболевания могут проявляться симптомами эмоционального расстройства, которые сохраняются в течение длительного периода времени или протекают циклически. Симптомы эмоционального расстройства иногда бывают тяжелыми и могут перерасти в психическое расстройство. Некоторые симптомы эмоционального расстройства включают:

  • разбитость и беспомощность
  • чувство вины без ясной причины
  • беспокойство
  • нарушение сна
  • изменение аппетита
  • употребление психотропных вещества, такие как алкоголь
  • изоляция от других людей
  • гнев или раздражительность
  • усталость
  • необъяснимые боли

Характеристики эмоционального расстройства зависят от наличия каких-либо основных психических расстройств. Например, у пациента с пограничным расстройством личности эмоциональное расстройство может вызывать как вспышки гнева, так и сильное чувство одиночества.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС

Эмоциональный стресс

(французский emotion волнение, возбуждение; английский stress напряжение; синоним
эмоциональное перенапряжение
) — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Эмоциональный стресс лежит в основе адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конфликтные ситуации. Однако при определенных условиях эмоциональный стресс может явиться причиной возникновения неврозов, гормональных дисфункций, а также развития патологии сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем (см. Кортико-висцеральная патология, Психосоматика).

Понятие «эмоциональный стресс» было введено Г. Селье и О. Леви при исследовании так называемого дистресса (см. Стресс). В отличие от «классического» стресса, развивающегося на основе изменений гипофизарно-надпочечниковых отношений (см. Адаптационный синдром), в основе эмоционального стресса лежат первичные изменения в области эмоциональной стороны психической деятельности индивида.

Физиологические эксперименты показывают, что отрицательные эмоциональные возбуждения (отрицательные эмоции) характеризуются длительным последействием и суммацией, извращением хим. чувствительности нейронов головного мозга, в частности к нейромедиаторам (см. Медиаторы) и нейропептидам (см. Нейрохимия). Такие свойства отрицательных эмоций при длительных или часто повторяющихся конфликтных ситуациях определяют возможность перехода негативного эмоционального возбуждения в форму так наз. застойного стационарного эмоционального возбуждения, которое может сохраняться в центральной нервной системе даже после устранения соответствующей конфликтной ситуации. Устойчивое эмоциональное возбуждение приобретает способность к постоянной активации мозговых структур и различных соматовегетативных процессов, и при наличии соответствующего слабого звена в организме оно может оказать патогенное влияние как на функции головного мозга, так и на реализацию отдельных соматических или вегетативных функций.

Конфликтные ситуации, вызывающие эмоциональный стресс у человека, в основном строятся на социальной основе (социальные конфликты). В условиях научно-технического прогресса, при нарастании темпа жизни, информационных перегрузках, гиподинамии человек все больше подвергается психоэмоциональным перегрузкам. Поэтому необходимо разрабатывать меры социального и медицинского характера с целью предупреждения нарушений физиологических функций человека в этих условиях. Решению этой задачи помогает экспериментальное моделирование и исследование природы эмоционального стресса на животных.

В 1956 году Д. И. Миминошвили впервые продемонстрировал значение конфликтной ситуации в развитии артериальной гипертензии и инфаркта миокарда у обезьян при искусственном нарушении их стадной иерархии.

В исследованиях на животных выяснены некоторые общебиологические закономерности развития эмоционального стресса. В однотипных конфликтных ситуациях (насильственная иммобилизация животного, ограничение удовлетворения биологических потребностей и т. д.) выявлены, с одной стороны, устойчивые особи, с другой — неустойчивые, предрасположенные к нарушениям различных физиологических функций. В условиях эмоционального стресса у отдельных животных происходит развитие неврозов (см. Неврозы), возникают нарушения деятельности сердца, наблюдаются формирование устойчивой артериальной гипертензии, атеросклероза, нефросклероза, язвенных поражений желудка, изменения в свертывающей системе крови, выявлены расстройства иммунной системы. Характер изменения АД в результате последовательного повторного раздражения отрицательных эмоциогенных центров вентромедиальных отделов гипоталамуса у иммобилизованных животных отражает их устойчивость к эмоциональному стрессу. Устойчивые к эмоциональному стрессу животные в ответ на повторяющиеся электрические раздражения гипоталамуса отвечают преимущественно прессорно-депрессорными сосудистыми реакциями. Неустойчивые к эмоциональномустрессу животные проявляют в этом случае преимущественно прессорные реакции. Снижение или возрастание общего уровня кровяного давления в условиях эмоционального стресса является неблагоприятным прогностическим признаком. Характер поведения животных в незнакомой обстановке также может отражать их устойчивость к эмоциональному стрессу. В частности, у крыс, наиболее чувствительных к развитию эмоционального стресса, в новой обстановке наблюдается повышение двигательной активности.

В генезе эмоционального стресса, как показывают физиологические эксперименты, ведущая роль принадлежит первичным изменениям деятельности ряда структур головного мозга. Так, гипертензивная сосудистая реакция при стимуляции отрицательных эмоциогенных центров вентромедиального отдела гипоталамуса у иммобилизованных животных может усиливаться при разрушении или функциональном выключении базолатеральной области миндалины и ослабляться при разрушении области перегородки и ретикулярной формации (см.) среднего мозга. Экспериментальное двустороннее разрушение ретикулярной формации среднего мозга на уровне передних бугров четверохолмия препятствует развитию у животных при хроническом эмоциональном стрессе артериальной гипертензии и нарастанию в крови содержания кортизола.

Повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям может быть достигнуто не только физическими и фармакологическими средствами, но и так называемыми поведенческими мероприятиями. В научной литературе широкое распространение получил термин «поведенческая медицина». Сторонники «поведенческой медицины» пытаются применить, особенно к психосоматическим заболеваниям, нелекарственные методы лечения, связанные со специальными процедурами: аутогенная тренировка, дыхательные упражнения, гипноз, расслабление и т. д. Теоретические основы «поведенческой медицины» заложены еще И. П. Павловым, который на основе метода условных рефлексов (см.), не только показал возможность получения экспериментальных неврозов у животных (см. Неврозы экспериментальные), но и продемонстрировал пути их «поведенческого» устранения.

Специальные физиологические эксперименты подтверждают значение положительных эмоций как мощного анти-стрессорного фактора. Когда отрицательные эмоциональные состояния, вызванные у животных стимуляцией негативных эмоциогенных центров головного мозга, сочетают с раздражением положительных эмоциогенных центров, нарушений физиологических функций не наблюдается. Применение ряда физиотерапевтических воздействий, в частности полей УВЧ, а также некоторых эндогенных факторов (олигопептиды) способствует повышению устойчивости животных к развитию эмоционального стресса. Например, после введения субстанции Р (см. Нейрохимия) у предрасположенных к эмоциональному стрессу животных обнаружена нормализация содержания в структурах мозга норадреналина и дофамина. Повышение устойчивости крыс к острому эмоциональному стрессу обнаружено также и после введения пептида, вызывающего дельта-сон (см. Сон).

Профилактика и лечение патологических последствий эмоционального стресса должны проводиться с учетом так называемого «золотого правила нормы» — периоды наивысшего эмоционального напряжения у человека, даже в самых острых конфликтных ситуациях, не опасны для здоровья, если они завершаются периодами активного отдыха, расслабления, сопровождающимися положительными эмоциональными ощущениями. Это правило соответствует отработанной эволюцией живых организмов схеме их поведения: любая доминирующая потребность должна быть удовлетворена. Удовлетворение потребности, в свою очередь, сопровождается санкционирующими успех поисковой деятельности положительными эмоциями.

Библиогр.:

Анохин П. К., Эмоциональные напряжения как предпосылка к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы, Вестн. АМН СССР, № 6, с. 10, 1965; Вальдман А. В., Козловская М. М., и Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса, М., 1979, библиогр.; Ведяев Ф. П. и Воробьева Т. М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов, Киев, 1983, библиогр.; Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы, М., 1980, библиогр.; Смык Л. А., Психология стресса, М., 1983, библиогр.; Косицкий Г. И., Цивилизация и сердце, М., 1977; Макаренко Ю. А. Системная организация эмоционального поведения, М., 1980, библиогр.; Основы космической биологии и медицины, под ред. О. Г. Газенко и М. Кальвина, т. 2, кн. 2, с. 153, М., 1975; Соколов Е. И., Подачин В. П. и Белова Е. В. Эмоциональное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы, М., 1980, библиогр.; Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса, М., 1981, библиогр.; он же, Опыт применения теории функциональных систем для оценки состояния здоровья человека в реальных производственных условиях, Вестн. АМН СССР, Ка 1, с. 10, 1984; Федоров Б. М. Эмоции и сердечная деятельность, М., 1977, библиогр.; Хомуло П. С. Эмоциональное напряжение и атеросклероз, Л., 1982; Чазов Е. И. Эмоциональные стрессы и сердечно-сосудистые заболевания, Вестн. АМН СССР, № 8, с. 3, 1975; Эмоциональный стресс, под ред. K. Леви, пер. с англ., Л., 1970; Biological mediators of behavior and disease neoplasia, ed. by S. M. Levy, N. Y. a. o., 1982; Corson S. A. a. Corson E O., Interaction of genetic and psychosocial factors in stress-reaction patterns, a systems approach to the investigation of stress-coping mechanisms, Psychother. Psychosom., v. 31, p. 161, 1979; Encyclopaedia of occupational health and safety, v. 2, Geneva, 1983; Henry J., P. a. Stephens P. M. Stress, health and the social environment, N. Y. a. o., 1977; Stress and distress in response to psychosocial stimuli, ed. by L. Levi, Stockholm, 1972.

К. В. Судаков.

Эмоциональное расстройство — причины

Причины эмоционального расстройства обычно включают в себя комбинацию факторов. Для некоторых людей расстройство вызвано травматическим опытом или событием, таким как смерть в семье. Это также может быть результатом основных психических заболеваний. В других случаях определенные ситуации вызывают эмоциональное расстройство.

Эмоциональное расстройство на работе

Рабочее место может быть стрессовой средой, и хотя некоторые стрессы могут быть мотивирующими, но зачастую бывают подавляющими. Некоторые причины эмоционального расстройства, связанные с работой, могут включать в себя:

  • опасения по поводу безопасности работы
  • опасения по поводу производительности
  • работа занимает много времени
  • низкая оплата
  • плохие условия труда
  • повышенная ответственность
  • отсутствие контроля над рабочими отношениями с коллегами

Иногда обстоятельства складываются и сочетаются неожиданным образом, чтобы вызвать расстройство. Длительные рабочие часы могут быть особенно частой причиной эмоционального расстройства. Например, исследование 2011 года показало, что люди, работающие более 55 часов в неделю, с большей вероятностью будут иметь депрессию и тревогу в будущем, чем те, кто работает 35-40 часов в неделю.

Эмоциональное расстройство дома

Среди многих возможных причин эмоционального расстройства в домашних условиях есть личные или окружающие факторы, такие как:

  • проблемы в отношениях с партнером, другими членами семьи или друзьями
  • серьезные изменения в жизни, например, переезд или рождение ребенка
  • низкий доход
  • дискриминация
  • чувство одиночества и изоляции
  • наличие задолженности
  • вредный для здоровья образ жизни, который может включать курение и низкий уровень физической активности

Патологические эмоциональные состояния

Патол аффекты и бредовые идеи. Аффек сост хар-ся сильной устойч-ю идей, возникающих у чел. При патоло аф-х это прояв в возникн бред идей. Бред идеи связаны, как правило, с наиб интим стор лич больного, поэтому вызыв у него живое к ним эмоц отношение. Бред величия у прогр паралитиков, бред самообв у меланхол обязаны своим происхожд ос-тям их эмоц сферы. Именно связью с эмоц объясняется стойкость бред идей, их сопр-ть всяким логич доводам. Гефдинг полагает, что поскольку причиной этого является обусловленность идеи эмоцией, разрешить или опровергнуть эту идею может только другая эмоция, а не опыт и разум. Нелепость своего бреда больной начинает сознавать лишь в период выздоровления, когда эмоция, вызванная болезненным состоянием мозга, успела уже исчезнуть и бредовые идеи являются лишь воспоминаниями, лишенными переживаний, чувственного тона.

Страхи (фобии). У психопатич лич-тей набл бесприч страхи, не поддающиеся никаким логич доводам и завладевающие сознанием до такой степени, что делает мучительной жизнь этих людей. Такие страхи также имеют место у страд психастенией, неврозом страха и неврозом ожидания.

Лиц с неврозом страха разделяют на «тимиков» — страдающих неопр страхами и «фобиков» — страдающих опр боязнью. Также выделяют различные фобии:

— агарофобия — боязнь площадей;

— айхмофобия — боязнь острых предметов;

— социальная фобия — боязнь личных контактов;

— эрейтофобия — боязнь покраснеть и т. д.

Недифференцированный (беспредметный) страх понимается как протопатический страх с переживанием диффузной, не конкретизируемой угрозы. Ночной страх встречается в основном у детей дошкольного (с пяти лет) и младшего школьного возраста. Ночной страх присутствует и у взрослых. Ночью они становятся более мнительными.

Гипертимия. При гипертимических психопатиях, псевдопсихопатиях, эндогенных заболеваниях может наблюдаться повышенное настроение, имеющее различные оттенки.

В сочетании с двигательным и речевым возбуждением, ускорением мышления и ассоциативных процессов, повышенным стремлением к деятельности, субъективным ощущением силы, здоровья, бодрости гипертимия формирует маниакальный синдром.

Благодушие возникает при олигофрении и органических поражениях центральной нервной системы. Больные живут в сиюминутном безоблачном настоящем, переживая чувство довольства, с равнодушием к внешней ситуации, настроению и отношению окружающих, своему состоянию и своей судьбе, с беззаботностью, беззлобностью, слабыми или полностью отсутствующими реакциями на неприятные события. Они довольствуются бездельем, безразличны к замечаниям и порицаниям.

Экзальтированность- повышенное настроение с чрезмерной воодушевлен, переоценкой св-тв своей лич-ти, внешности, возможностей, является осно рас-вом при многих маниях амбулаторного уровня у подростков. Хар-на также для психопатич лич-тей и акцентуир лич-й гипертим и истерич типа.

Эйфория-это повыш беззаботно-веселое настроение, сочетающееся с благодушием и довольством при отсут стремления к д-ти. Для эйфории хар-но угнетение мыслит д-ти с крайне бедной речевой продукцией

Мория — сочетание маниак возбуждения, благодушной веселости, беспечности, дураш со слабоумием. Прояв при органич забол ЦНС.

Гипотимия — это сниженное настроение различных оттенков. Она возникает при дистимических личностных акцентуациях, психопатиях типа «врожденного пессимизма», постпроцессуальных псевдопсихопатиях, после суицидной попытки, при наркомании. Гипотимия является ядром депрессивного синдрома и проявляется в сочетании с замедленностью мышления, двиг заторм-ю, пессимист идеями и соматовег нарушениями.

Обостряются негативные переживания — печаль, вина, тревога, страхи, тоска. Следствием глубокой депрессии могут быть заболевания внутренних органов, сердечно-сосудистой и нерв систем.

Одним из проявлений гипотимии яв-ся дисфория. Это патологич аффект, хар-ся мрачностью, угрюмостью, раздраж больного.

Прояв в недовольстве всем, в недоброжел, склон-ти к злобе и агрессии, в грубости, циничности. Св-на больным с различ формами орг поражения ЦНС, с депрес состояниями различной этиологии.

Тоска — это депрессив эмоц сост, кот прояв в переживании глубокой печали, безысходности, душевной боли. В классическом виде тоска сопровождается болезненными физическими ощущениями: чувством стеснения и тяжести в груди или боли за грудиной.

Астенич состояние. Астения возникает при различных заболеваниях, а также при чрезмерном умственном и физическом напряжении, длит конфликтах и отриц переживаниях. Она хар-ся не только слабостью, повышенной утомляемостью, но и сущ изменениями в эмоц сфере. Появ эмоц неуст-ть, частая смена настроения, раздраж, слезливость. Чел переживает собственную малоценность, стыд, робость.

25.

Сознание – высшая форма отражения действительности, использование запаса знаний для создания способов переделки окружающей среды для удовлетворения потребностей человека, продукт деятельности головного мозга.

Человеческое сознание формируется в результате исторического развития, оно не только отражает происходящие события объективного мира, но и использует запас знаний для создания способов переделки окружающей среды для удовлетворения потребностей человека. Для формирования сознания человека необходимо человеческое окружение, наличие человеческого общества. Известно, что дети, выросшие в логове зверя, не обнаруживают признаков сформировавшегося человеческого сознания.

Физиологической основой ясности сознания по И. П. Павлову является оптимальная деятельность в данный момент определенного участка коры больших полушарий мозга, которая, если предположить, что кости черепа прозрачны, в виде яркого пятна перемещается по поверхности мозга. Эта мысль о подвижности очага наиболее оптимальной активности сознания подтверждается электро-энцефалографическими исследованиями.

Сознательная деятельность — эта такая деятельность, которая осуществляется со знанием объективного значения ее задач, с учетом всех особенностей ситуаций и последствий деятельности как для индивидуума, так и для общества.

Автоматизированный акт — способность человека осуществлять, не осознавая, упрочившееся действие. Эта способность вырабатывается в процессе исторического развития человека и является целесообразной.

В основе акта автоматизации лежат следы нервных процессов, возникшие в процессе тренировки.

Под бессознательной деятельностью понимают, с одной стороны, такие ее формы, когда человек недостаточно осознает цель, задачи и последствия своей деятельности. С другой стороны, это такие действия, которые на определенном этапе их формирования были осознаваемыми, а потом сделались автоматизированными, непроизвольными.

К. Ясперс (1923) сформулировал признаки синдромов нарушенного сознания:

отрешенность от окружающего мира;

дезориентировка;

амнезия на период нарушенного сознания.

Под отрешенностью от окружающего мира следует понимать утрату способности воспринимать происходящие события, анализировать, использовать прошлый опыт и делать соответствующие выводы, т. е. нарушение анализа и синтеза происходящих событий. При всех психических нарушениях имеет место измененное восприятие окружающего, особенно в случаях галлюцинаторных и бредовых расстройств.

Дезориентировка — нарушение ориентировки в окружающем, во времени и по отношению к собственной личности.

Амнезия – нарушение памяти, утрата способности сохранять и воспроизводить имеющийся запас знаний.

Различают две основные формы амнезии: ретроградная (проявляется в виде нарушения памяти на события, предшествующие заболеванию) и антероградная (нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания).

Амнезия может быть тотальной и может касаться только определенных ситуаций, например, больной не может вспомнить реальные события, но помнит некоторые болезненные переживания, как это наблюдается при делирии.

Для того чтобы говорить о состоянии нарушенного сознания, необходимо выявить у больного все три признака, отмеченные К. Ясперсом. Например, больной, находящийся в кататоническом ступоре, как бы отрешен от окружающего мира, не реагирует на происходящие события, не вступает в контакт, не отвечает на вопросы. Однако после выхода из болезненного состояния такой больной может рассказать о событиях, которые происходили вокруг, обнаруживая способность не только воспринимать, запоминать, но и анализировать происходящее. Это свидетельствует о том, что сознание не было нарушено, несмотря на отрешенность от окружающего.

Патология личности

Личность –система, совок-ть отн-й к окр, прежде всего соц и к самому себе.

Личность яв-ся наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности — различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается иссл личности.

В последние годы значительно возрос интерес к исследованиям личностных особенностей психически больных, как в ПП, так и в клинической психиатрии. Это объясняется рядом обстоятельств: во-первых, изменения личности обладают, в известной мере, нозологической специфичностью и могут быть использованы для решения вопросов дифференциальной диагностики;

во-вторых, анализ преморбидных свойств личности может оказаться полезным в установлении возможных причин происхождения ряда заболеваний (и не только психических, но и соматических, например, язвенной болезни, заболеваний сердечно-сосудистой системы); в-третьих, характеристика личностных изменений в течении заболевания обогащает наши представления о его патогенетических механизмах; в-четвертых, учет особенностей личности очень важен для рационального построения комплекса реабилитационных мероприятий.

Под расстройствами личности в международных и американских классификациях подразумеваются выраженные и устойчивые нарушения характера и поведения, которые препятствуют социальной адаптации.

Основой личности является характер. В значительной мере он определяется наследственными задатками, но окончательно формируется под влиянием воспитания, а искажаться может при неблагоприятном воздействии различных факторов — от хронической психической травматизации до органических поражений головного мозга.

Преморбидный тип личности подразумевает ее основные черты, тип характера до того, как возникло психическое расстройство. Этот тип обычно описывается со слов как самого больного, так и его близких при изложении анамнеза жизни. Оценка преморбидного типа важна для диагностики (риск отдельных психических расстройств неодинаков при разных типах), прогноза и выбора методов психотерапии и реабилитации.

Одной из наиболее известных и разработанных систематик типов личности является классификация “акцентуированных личностей” немецкого психиатра Карла Леонгарда. В основе этих типов лежат акцентуации характера. Акцентуированные личности (в отличие от психопатий, расстройств личности) — это крайние варианты нормы.

Описаны следующие основные типы акцентуированных личностей и акцентуаций характера (по К. Леонгарду и А. Е. Личко).

Гипертимный тип. Лица с этим типом личности отличаются почти всегда приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, активностью, брызжущей энергией, самостоятельностью. Короткие вспышки раздражения и гнева у больных вызывают противодействие окружающих, подавление их бурной деятельности, желания во все вмешиваться. Они плохо переносят жесткую дисциплину и регламентированный режим; неразборчивы в выборе знакомств.

Циклоидный, или аффективно-лабильный, тип. Характерна смена периодов подъема, когда больные ведут себя как гипертимы, периодами спада настроения и тонуса. Самые незначительные неприятности в периоды спада переживаются очень тяжело. Между подъемами и спадами могут быть продолжительные периоды ровного настроения. Длительность периодов — от нескольких дней до нескольких месяцев.

Эмоционально-лабильный (эмотивный, аффективно-экзальтированный) тип. Главной чертой людей с этим типом личности являются крайняя изменчивость настроения, перепады которого происходят даже от ничтожного повода. От настроения же зависят самочувствие, работоспособность общительность и отношение ко всему.

Сенситивный (тревожный, боязливый) тип. Главными чертами людей с этим типом личности являются большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Среди посторонних и в незнакомой обстановке больные робки и застенчивы. Общительны с теми, к кому привыкли. Больные тяжело переживают недоброжелательное отношение к себе окружающих.

Психастенический (педантичный) тип. Лица с этим типом личности сочетают в себе нерешительность, склонность к рассуждательству с тревожной мнительностью в виде опасений за будущее свое и своих близких. Педантизм и формализм становятся защитной реакцией от постоянной внутренней тревоги. Больные склонны к самоанализу и самокопанию. Тяжелой нагрузкой для них является ответственность, особенно когда отвечать надо не только за себя, но и за других.

Шизоидный (интровертированньй) тип. Этот тип личности известен как образец замкнутости. Хотя формальные контакты у людей с этим типом обычно не затруднены, однако непосильной задачей для них обычно оказываются эмоциональные контакты. Замкнутость сочетается с внешней сдержанностью и даже холодностью. Они живут обычно внутренним миром, который заполнен увлечениями и фантазиями. Больные фантазируют про себя, с другими своими фантазиями не делятся. Отличаются также независимостью и склонностью к нонконформизму.

Эпилептоидный (эксплозивный, возбудимый) тип. Лица с этим типом личности обычно отличаются склонностью к коротким периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно “сорвать зло”. В эти периоды особенно проявляется аффективная взрывчатость. Очень сильны инстинкты, особенно сексуальное влечение. Склонность к сексуальным эксцессам сочетается с сильной ревностью, а иногда с садистскими и мазохистскими наклонностями. В отношении к окружающим проявляется властность. Все поведение — от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей — отличается тяжеловесностью, тугоподвижностью, инертностью.

Истероидный (демонстративный, гистрионический) тип. Лица с этим типом личности обращают на себя внимание ненасытной жаждой быть в центре внимания. Этому служат лживость и фантазирование, склонность к рисовке и позерству, наигранно-преувеличенная экспрессия эмоций, чрезмерная драматизация событий.

Неустойчивый тип. Для личностей этого типа характерна постоянная гедонистическая установка — непрерывная повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью. Они стремятся уклониться от любого труда, от исполнения обязанностей и долга. Живут сегодняшним днем, никаких долгосрочных целей перед собой не ставят. Любые упорные занятия их отталкивают. Настоящих привязанностей никогда ни к кому не испытывают — ни к родным, ни к друзьям.

Конформный тип. Этот тип представлен людьми “своей среды”. Их жизненное правило думать, поступать, жить “как все”, т. е. как привычное окружение, поэтому они полностью оказываются продуктом своей микросреды. В хорошем окружении это неплохие люди и работники, в неблагоприятной среде они могут легко спиваться и вставать на путь преступлений. Весьма распространены смешанные типы.

Патологическое развитие личности проявляется нарастающими ее изменениями по определенному типу вследствие психической травматизации, адресующейся к “месту наименьшего сопротивления” данного типа акцентуации характера. В крайних случаях изменения личности при таких развитиях могут достигать уровня психоза, когда утрачивается способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Личностные дефекты возникают как последствия тяжелых психических заболеваний или органических поражений головного мозга. Возникающие изменения отличаются стойкостью. Различают несколько типов личностных дефектов: шизофренический, эпилептический, органический и др.

Психопатии – аномалии характера, которые определяют психический облик, накладывая властный отпечаток на весь душевный склад, в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособиться к окружающей среде. Эти признаки О. В. Кербиковым были положены в основу диагностических критериев психопатии: 1) тотальность патологических черт характера; они проявляются везде — дома и на работе, в труде и на отдыхе, в условиях обыденных и при эмоциональных стрессах; 2) стабильность патологических черт характера; они сохраняются на протяжении всей жизни, хотя впервые выявляются в разном возрасте, чаще всего, в подростковом, иногда с детства, реже при повзрослении; 3) социальная дезадаптация является следствием именно патологических черт характера, а не обусловлена неблагоприятной средой.

Возрастные кризы — пубертатный и климактерический — обусловлены в основном биологическими факторами. Период полового созревания сильнее выявляет и заостряет патологические черты характера у мальчиков, климактерический период в этом отношении сильнее действует на женщин.

Компенсация — временное смягчение психопатических особенностей за счет изменения “микросреды” (семейной, трудовой) на такую, где эти особенности не мешают наилучшим образом приспособиться (например, уединенный образ жизни с возможностью целиком отдаться излюбленному увлечению или интересам при шизоидном расстройстве личности). Реже компенсация осуществляется за счет активной выработки механизмов психологической защиты, образа жизни, манеры поведения, порой контрастных психопатическим чертам и затушевывающих эти черты. Однако в трудных ситуациях эти механизмы оказываются недостаточными и истинные психопатические особенности вновь выступают.

Декомпенсация — заострение психопатических черт, сопровождаемое обычно нарушениями поведения и социальной дезадаптацией. Наступает чаще под действием неблагоприятных факторов среды, однако обычно вполне переносимых здоровыми личностями. Иногда же декомпенсации возникают без видимых причин — в силу эндогенных механизмов, например, после дисфорий при эпилептоидной психопатии. Случается так, что психопаты сами создают вокруг себя психотравмирующую обстановку, которая затем приводит к декомпенсации.

Лечение

Эмоциональное расстройство может стать подавляющим и повлиять на повседневное функционирование. Лечение обычно включает в себя выявление триггеров и отработку методов снижения стресса. Триггеры эмоционального расстройства не всегда очевидны, и разговор с членами семьи, друзьями и психотерапевтом может помочь идентифицировать их и придумать альтернативные способы преодоления.

Например, когнитивно-поведенческая терапия является стандартным методом выявления и устранения источников эмоционального расстройства. Существует много видов терапии, и лучший тип для каждого зависит от ситуации. Существуют стратегии управления стрессом, включая методы релаксации, такие как дыхание и управляемые образы.

Некоторые люди применяют медитацию осознанности как долгосрочную стратегию борьбы со стрессом. Определенные изменения в образе жизни, такие как отказ от курения и повышение физической активности, также могут помочь. Данные свидетельствуют, что регулярные физические упражнения могут облегчить тревогу и депрессию. Даже легкая физическая активность может быть полезной. Исследование, проведенное в 2021 году, показало, что подростки, занимающиеся легкой активностью, имеют более низкий риск развития депрессивных симптомов в возрасте 18 лет.

Расстройства эмоций и аффекта

Эмоции — психические состояния, отражающие реакцию организма на изменение окружающего мира или другого человека. Патология эмоций выражается в снижении настроения — депрессии, повышении — мании, а также дисфориях, экстазе, мории, тревоге, недержании аффекта, эмоциональной лабильности.

История вопроса, норма и эволюция

Поведение и восприятие сопровождаются субъективными переживаниями, которые мы называем чувствами, изменениями настроения или эмоциями. Эмоциональные ответы обнаруживаются при обсуждении проблемы чувства. Во всех культурах чувства идентифицируются сходным образом, например, гнев, ненависть, любовь, зависть, ревность, страх, плохое самочувствие. Это достойно внимания, поскольку эмоции мы распознаем однозначно. При этом мы не обучаемся эмоциям сами по себе, но учимся любви и ненависти к конкретному объекту. То, что мы можем рассказать о своих чувствах другим и быть понятым ими, свидетельствует, что в основе эмоций лежит биологический базис.

Эмоции связаны с организацией и структурой нейрональной сети висцеро-лимбической системы. Поэтому данные о функциональном оперировании на этом уровне можно получить исходя из ответов на тесты, эти данные позволяют выяснить связь эмоций с конкретным поведением (R. Plutchik, C.E. Izard).

Субъективные переживания обусловлены биохимическими процессами в мозге. Социальное влияние активирует церебральные химические процессы, и это проявляется в эмоциях. При восприятии улыбки церебральные химические процессы в целом активируются, это вызывает дружелюбное настроение, и в ответ возникает улыбка. Это же верно для плача, который вызывает плач или сочувствие. Социальные сигналы, такие как выражения лица и вокализация, включают химические процессы, и это заставляет нас выражать одинаковые эмоции и проявлять те же выражения, что и наш социальный партнер. M.R. Liebowitz опубликовал ряд интересных размышлений о мозговой химии любви.

Эмоции являются субъективными переживаниями, но наличие самоконтроля эмоций показывает, что они сопровождаются специфическими выразительными движениями (мышечными действиями). Мы можем записать физиологические реакции, типичные для индивидуальных эмоций. Можно также собрать результаты оценки другими людьми субъективных выражений в пределах разных культур и заметить, что они сходны. У слепоглухонемых детей эмоции выражаются также, как и у обычных детей, следовательно, их выражение является врожденным (I. Eibl-Eibesfeldt). В литературном языке эмоции используются метафорически, их классификация на гнев, печаль, страх, радость, удивление, отвращение сохраняется во всем мире.

Физиологические выражения эмоций сопровождаются изменениями кожной температуры, кожногальванического сопротивления, артериального давления и частоты пульса. Частота пульса увеличивается при страхе, хотя кожная температура снижается. При радости умеренно повышается как частота пульса, так и кожная температура, более выраженное повышение заметно при гневе, а снижение этих показателей характерно для отвращения, при этом тип ответа целиком зависит от антагонистических функций симпатической и парасимпатической нервной системы.

Выразительные движения являются индикаторами эмоционального состояния. Со времен Ch. Darwin выделяется определенное число таких состояний. S.S. Tomkins, R. McCarter выделяли 7 базисных эмоциональных категорий, к которым относили радость, страх, ярость, удивление, боль, интерес и стыд. Другие исследователи дополняют эти категории отвращением и презрением. Однако систематика эмоций была неубедительной до тех пор, пока не удалось понять нейропсихологическую основу этих явлений. Многообещающие шаги в этом направлении были сделаны J. Panksepp. Он пытался систематизировать эмоции, связывая их с крупными структурами мозга млекопитающих, управляющих конкретным поведением. Он выделил эмоции: (1) интереса — желания (ожидания), (2) раздражительности — гнева (ярости), (3) трепета — тревоги (страха), (4) одиночества — печали (дистресс сепарации, паника), (5) удовольствия — страсти. Darwin, сопоставляя внешние выражений эмоций у человека и животных, обнаружил их сходство. Это исследования стало одним из фактов его эволюционной теории происхождения человека. Одной из фундаментальных эмоций является страх, все приматы, в том числе человек, опасаются змей и пресмыкающихся, насекомых. Среди страхов у человека на следующем месте стоят соответственно: страх перед посторонними, который впервые появляется у ребенка в возрасте около 1,5 лет; страх заболеть неизлечимой болезнью (заразиться); страх непрогнозируемых ситуаций; страх смерти; утраты социального лица; ребенка и любви; привычных стереотипии; и, наконец, страх утраты смысла жизни, который в иерархии занимает самое высокое место. Эмоции складываются в чувства. В системе чувств важное место занимает любовь. Однако это чувство состоит из множества эмоций и имеет свою типологию. Так, выделяют романтическую любовь, любовь-ненависть, сублимированную любовь, материнскую любовь и любовь ребенка к матери. В платоновском смысле, кроме сексуальной любви можно выделить любовь к родине и даже идее. По Masters — Johnson, в структуре романтической любви выделяются последовательности от готовности любить к влюбленности — любовному союзу, который в дальнейшем включает динамику любви, с переживаниями возврата реальности, скуки, раздражительности, разочарования и обиды, сопровождающимися анализом, приводящим к конфликту или перемирию и вероятному охлаждению, разрыву и поиску нового объекта любви. Однако динамика чувства совершенно иная, если любовный союз возникает не поэтапно, а из влюбленности прямо возникает собственно любовь. Эскалация ненависти также содержит этапы, от дегуманизации противника до столкновения и перемирия.

Сумма эмоций за промежуток времени называется настроением. А яркие выражения эмоций с отчетливым невербальным компонентом называют аффектом. Эмоциональные выражения и чувства у различных национальных групп выражаются по-разному, хотя фундаментальные эмоции у всех одинаковы. Так, улыбка японца может быть не связана с радостью, но является проявлением вежливости и уважения.

Диагностика эмоциональных расстройств

Клинического диагноза эмоционального расстройства не существует. У любого может развиться эмоциональное расстройство и, возможно, быть частью психического расстройства. Иногда бывает трудно отличить эмоциональное расстройство от депрессии или тревоги. Чтобы помочь определить причину своих симптомов, врач может расспросить о недавних и основных жизненных событиях, которые могут быть источниками дистресса.

Врач также может расспросить о дополнительных симптомах, которые могут указывать на психическое расстройство, например, о суицидальных мыслях или чувстве безнадежности.

Когда обратиться к врачу

Многие отмечают эмоциональный стресс, который может пройти сам по себе или после завершения стрессовой ситуации. В других случаях симптомы проходят медленно, поскольку люди адаптируются или находят методы управления стрессом, которые им помогают. Если эмоциональное расстройство не поддается контролю или не уменьшаются симптомы, рекомендуется обратиться к психиатру или специалисту по психическому здоровью. Это особенно важно при наличии других признаков психического расстройства, таких как депрессия или тревога.

Профилактика

Не всегда удается предотвратить эмоциональное расстройство. Непредсказуемые жизненные события и другие стрессоры потенциально могут стать подавляющими у любого человека. Однако следующие стратегии могут ограничить воздействие этого бедствия:

  • осознавать потенциальные триггеры дома или на работе и принимать меры как можно скорее
  • принять поддержку коллег, друзей или членов семьи
  • поддержание физической активности и здорового питания
  • избегание курения и чрезмерного употребления алкоголя
  • практиковать методы снижения стресса, такие как медитация осознанности
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]